Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

20.06.2013
ВОПРОС:
На балансе федерального бюджетного учреждения имеется несколько зданий. Для обозначения этих зданий в бухгалтерском учете (в инвентарной картотеке) используются адреса и данные, отраженные в свидетельстве о регистрации права оперативного управления (из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, далее - ЕГРП), при этом зачастую названия города и улиц внесены полностью заглавными буквами. За время эксплуатации часть адресов изменилась (например в связи с переименованием улиц). В настоящее время вышестоящая организация (собственник имущества - министерство) издала приказ об утверждении новой редакции перечня недвижимого имущества, закрепленного за данным федеральным бюджетным учреждением. В этом перечне у объектов указаны адреса с учетом всех прошедших изменений, и это не соответствует адресам, отраженным в бухгалтерском учете (в инвентарной картотеке) учреждения.
В каком порядке учреждением могут быть откорректированы сведения об объектах в бухгалтерском учете, учитывая, что изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРП, не вносились? Имеет ли существенное значение факт написания одного и того же адреса в разных документах строчными и заглавными буквами?
ОТВЕТ:

Сразу отметим, что нормативно-правовыми документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета, не определено какого-либо порядка (правил) отражения в бухгалтерском учете наименований объектов основных средств и объектов недвижимого имущества в частности.

Не определена и необходимость соответствия наименования объекта недвижимого имущества в бухгалтерском учете записям, отраженным, например:

- в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП);

- в реестре государственного (муниципального) имущества;

- в перечне объектов недвижимого имущества, закрепляемого за бюджетным (автономным) учреждением учредителем.

Следовательно, необходимый порядок отражения наименований объектов недвижимо имущества учреждение, при необходимости, может закрепить в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Напомним, что в соответствии с требованиями, указанными в п. 3 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), информация об активах, отражаемая в бухгалтерском учете, должна:

- быть полной, с учетом существенности;

- формироваться субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству РФ;

- не содержать существенных ошибок и искажений, позволять ее пользователям положиться на нее, как на правдивую.

Конечно, на первый взгляд, отражение в бухгалтерском учете в качестве наименования объекта недвижимости информации, содержащейся в ЕГРП, например, "Помещения в административном здании, назначение: нежилое, этаж 7, номера на поэтажном плане 1-15, 41-45(Х), 5, 6, 8, 9(ХIII), площадью 376,8 кв. м, кадастровый (или условный) номер: 51-51-01/034/2010-437, Мурманская область, г. Мурманск, ул. Траловая, д. 12а", кажется приемлемым вариантом, удовлетворяющим вышеперечисленным условиям.

Однако это на первый взгляд.

На практике отражение в бухгалтерском учете столь подробного наименования объекта может вызвать ряд трудностей. Так, может быть затруднено:

- соотнесение конкретного объекта с перечнем материальных фондов и установления его ОКОФ, для определения срока полезного использования объекта в порядке, предусмотренным п. 44 Инструкции N 157н (формально, в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) просто не указан такой объект, как "Помещения в административном здании, назначение: нежилое, этаж 7, номера на поэтажном плане 1-15_");

- заполнение унифицированных форм первичных учетных документов, регистров учета, инвентаризационных ведомостей (соответствующие строки, графы бланков документов (настройки программного обеспечения) могут не позволить отразить полностью столь длинное наименование объекта);

- своевременное внесение корректировок в наименование объекта недвижимости, отраженное в бухгалтерском учете, в связи с изменением данных, отраженных в этом наименовании (например адреса).

Вместе с тем регистры учета объектов основных средств (в частности, Инвентарная карточка учета основных средств (форма 0504031)) позволяют учреждению отражать большое количество аналитической информации об объекте в предназначенных для этого разделах (строках, графах), не включая данную информацию непосредственно в наименование объекта.

Так, например, сведения об адресе фактического нахождения объекта могут быть отражены в строке "Местонахождение объекта", а информация о площади объекта - в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта" Инвентарной карточки (форма 0504031).

При этом все вышеуказанные требования к информации, отражаемой в бухгалтерском учете, будут соблюдены.

По нашему мнению, наименование объекта недвижимости, отражаемое в бухгалтерском учете, должно обеспечить:

- идентификацию объекта в качестве актива и его соотнесение с ОКОФ (не Корпус "Северный", а Корпус учебно-лабораторный "Северный");

- отражать основное назначение объекта*(1) (не Контора, а Административное здание (помещение));

- индивидуализацию объекта по отношению к аналогичным (например, путем добавления к наименованию объекта его кадастрового (условного) номера)*(2).

В отношении адреса (местонахождения) объекта недвижимости отметим следующее.

По нашему мнению, выбор в качестве "отправной точки" для отражения адреса объекта недвижимости данных, отраженных в свидетельстве о регистрации права оперативного управления (из ЕГРП), вполне обоснован.

Ведь данные ЕГРП, сформированные на основании соответствующих технических и кадастровых паспортов, "первичны" для принятия объекта недвижимости к бухгалтерскому учету в составе основных средств.

Данные же, содержащиеся в реестре государственного (муниципального) имущества и перечнях имущества, закрепляемого за учреждением учредителем, по сути, "вторичны" и при необходимости могут быть откорректированы на основании данных бухгалтерского учета учреждения*(3).

Напомним, что при необходимости в ЕГРП учреждением могут быть внесены сведения, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него (в том числе изменение адреса объекта) (смотрите п. 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219).

И уже после изменения соответствующих сведений в ЕГРП учреждением могут быть обоснованно откорректированы сведения об объекте в бухгалтерском учете, например, на основании письменного уведомления регистрационного органа (смотрите п. 79 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 01.07.2002 N 184).

Решение о необходимости уточнения адреса в ЕГРП, по нашему мнению, может быть принято учреждением на основании, например:

- правового акта уполномоченного органа государственной власти (органа местного самоуправления), являющегося основанием для изменения адреса (местоположения);

- адресной справки (выписки из адресного реестра).

Указание же адреса, отличного от указанного в о регистрации права оперативного управления (и в бухгалтерском учете учреждения), в перечне имущества, закрепленного за учреждением, по нашему мнению, не может служить основанием для уточнения адреса объекта в ЕГРП и бухгалтерском учете учреждения (например, путем сопоставления адреса с данными Российского отраслевого (ведомственного) классификатора адресов России (КЛАДР), введенного в действие приказом ФНС от 17.11.2005 N САЭ-3-13/594@*(4)).

Вместе с тем данный факт должен побудить учреждение проверить соответствующие сведения.

В заключение отметим, что написание одного и того же адреса в разных документах строчными и заглавными буквами, по нашему мнению, несущественно.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Ответ прошел контроль качества

3 июня 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Смотрите также п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49).

*(2) Смотрите, например:

- "Перечень_" (Приложение к распоряжению Правительства РФ от 19.08.2011 N 1466-р);

- "Перечень_" (Приложение N 1 к распоряжению Правительства РФ от 10.09.2012 N 1634-р).

*(3) Смотрите, например:

- п. 15 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447.

*(4) Для объектов, расположенных в г. Москве, могут быть использованы данные Общемосковских классификаторов (Постановление Правительства Москвы от 17.05.2013 N 294-ПП).

Все консультации данной рубрики