Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
01.07.2013
- В чем разница между нецелевым использованием денежных (материальных) средств и временным отвлечением денежных (материальных) средств на цели, отличные от назначения данных средств?
Нецелевое использование денежных (материальных) средств по отношению к временному отвлечению денежных (материальных) средств является более широким понятием нарушения, связанного с направлением и использованием денежных (материальных) средств на цели, не соответствующие условиям их получения (назначения).
При этом временное отвлечение денежных (материальных) средств на цели, отличные от назначения данных средств, как правило, рассматривается лишь в качестве частного случая (одного из видов) нецелевого использования средств, а не самостоятельного нарушения.
Но обо всем по порядку.
Одним из основополагающих принципов бюджетной системы РФ, установленных ст. 28 БК РФ, является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Данный принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).
При этом условия получения бюджетных средств определяются:
1) бюджетом, принятым в установленном порядке;
2) бюджетной росписью;
3) уведомлением о бюджетных ассигнованиях;
4) бюджетной сметой;
5) иными правовыми основаниями получения бюджетных средств.
Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, рассматривается в качестве нецелевого использования бюджетных средств (ст. 289 БК РФ).
Нецелевое использование бюджетных средств для казенных учреждений и ответственных должностных лиц влечет:
- наложение административных штрафов (ст. 15.14 КоАП РФ)*(1);
- уголовное наказание, при наличии состава преступления (ст. 285.1 УК РФ).
Отметим, что нормативные документы не содержат определения такой операции либо вида финансового нарушения, как "временное отвлечение бюджетных средств". Вместе с тем на практике должностные лица учреждений и органов финансового контроля данным понятием оперируют довольно часто.
При этом расхожим заблуждением является то, что временное отвлечение средств в течение года на непредусмотренные цели не является нецелевым использованием, поскольку бюджетные сметы утверждаются на календарный год, а лимиты бюджетных обязательств доводятся на определенный период, поэтому использование денежных средств по целевому назначению должно определяться по итогам года (периода, на который доведены лимиты) (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.10.2008 N А33-6240/2008-Ф02-5153/2008, от 27.05.2008 N А33-11134/2007-Ф02-2105/2008, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 N 16АП-1067/11).
Как дополнительным аргументом при этом субъекты оперируют тем, что не какого-либо ущерба бюджету при временном отвлечении средств (с последующим восстановлением) не причиняется.
Однако БК РФ и КоАП РФ не содержат положений, позволяющих рассматривать наличие либо отсутствие состава такого нарушения, как нецелевое использование бюджетных средств по итогам финансового года.
Судебные органы отмечают, что состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.14 КоАП, считается законченным в момент совершения конкретной платежно-расчетной операции по использованию средств не в соответствии с условиями их получения независимо от наступления вредных последствий. Под признаки правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, подпадает и временное отвлечение бюджетных средств (смотрите, например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2010 N 07АП-3097/10).
Даже отвлечение бюджетных средств для осуществления выплат по исполнительному листу, не предусмотренных бюджетной сметой (лимитами бюджетных обязательств), по нашему мнению, также не является достаточным основанием для того, чтобы подобные действия учреждения не расценивались в качестве нарушения.
Вместе с тем в ряде случаев претензий в нецелевом использовании средств учреждению все-таки удастся избежать. Так, например, не могут рассматриваться в качестве нецелевого использования:
1) ошибки, допущенные при осуществлении расходы, по которым в короткие сроки вносились исправительные записи в соответствии с Уведомлениями об уточнении вида и принадлежности платежа (форма 0531809)*(2);
2) осуществление кассовых расходов на внеплановую командировку за счет свободных остатков денежных средств в кассе, полученных на иные цели, при условиях, что:
- денежные обязательства за счет этих средств на момент использования их не по назначению приняты не были;
- срок от момента возникновения необходимости во внеплановой командировке до ее осуществления был меньше срока процедуры получения денежных средств на эти цели*(3).
Кроме того, даже если факт нецелевого использования бюджетных средств будет установлен, необходимость привлечения должностных (юридических) лиц к ответственности будет увязываться с обстоятельствами конкретного дела (смотрите, в частности, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20.07.2009 N А82-4094/2009-28, ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.12.2008 N А69-1910/08-10-Ф02-5771/2008).
Определения "нецелевое использование материальных средств" также не закреплено в нормативных документах. Однако этот факт не останавливает специалистов органов финансового контроля и претензии, связанные с нецелевым использованием имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности и закрепленного за госучреждениями на праве оперативного управления, не являются редкостью в актах ревизий и проверок.
В частности, в качестве нецелевого использования имущества (использования имущества на цели, не оговоренные собственником при его передаче либо предоставлении) могут рассматриваться следующие операции с ним:
- неправомерное отчуждение имущества;
- нарушение порядка распоряжения имуществом, распоряжаться которым самостоятельно в силу положений ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе (например передача имущества в аренду или безвозмездное пользование, не согласованная с собственником).
Выявление фактов нецелевого использования имущества может привести к применению собственником имущества своего права, закрепленного п. 2 ст. 296 ГК РФ. Согласно данной норме собственник имущества вправе изъять используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
Ответственности за нецелевое использования государственного имущества на федеральном уровне в настоящее время не предусмотрено*(4).
Вместе с тем факты нецелевого использования имущества (в том числе и его временного отвлечения) и сопутствующие такому нецелевому использованию расходы, по нашему мнению, могут быть изучены специалистами органов финансового контроля с позиций:
- неэффективного использования;
- материального ущерба (преждевременный износ, увеличение эксплуатационных расходов и т.д.).
Рекомендуем Вам также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Нецелевое использование бюджетных средств и имущества;
- Энциклопедия решений. Квалификация расходов в качестве нецелевого использования бюджетных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр
Ответ прошел контроль качества
10 июня 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) По общему правилу согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ лицо не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
*(2) Смотрите, например:
- письмо Минфина России от 18.11.2011 N 02-07-10/5020;
- Вопрос: Может ли ошибочное отражение операций в журнале учета кассовых операций (движение средств по счетам Плана счетов бюджетного учета) быть признано фактом нецелевого использования средств федерального бюджета? ("Советник бухгалтера бюджетной сферы", N 3, март 2008 г.).
*(3) Вопрос: Подпадает ли под понятие "нецелевое использование бюджетных средств" выдача из кассы под отчет сотрудникам при внеплановых командировках аванса на проезд, проживание, суточных за счет свободных остатков денежных средств в кассе, которые были получены в банке на выдачу заработной платы (материальной помощи, единовременных пособий) и хозяйственные расходы, но произведенные в пределах доведенных до главного распорядителя лимитов бюджетных обязательств и в соответствии со сметой доходов и расходов? Денежные средства восстанавливались при последующем получении средств в банке в течение трех-пяти дней ("Бюджетный учет", N 1, январь 2011 г.).
*(4) В отдельных субъектах Российской Федерации нецелевое использование государственного (муниципального) имущества является основанием и для применения мер административной ответственности как к учреждению, так и к соответствующим должностным лицам (смотрите, например, ст. 4.5 Кодекса Республики Башкортостан от 23.06.2011 N 413-з "Об административных правонарушениях"; ст. 7.4 Закона Республики Саха (Якутия) от 14.10.2009 726-З N 337-IV "О Кодексе Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях").
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним