Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

02.07.2013
ВОПРОС:
Заправка автомобилей организации производится по талонам, являющимся эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродуктов. АЗС отказываются выдавать кассовый чек при заправке по талонам, ссылаясь на то, что это безналичные расчеты, а не денежные.
Какими документами в целях бухгалтерского и налогового учета могут быть подтверждены факт приобретения топлива (принятие к учету МПЗ), а также факт заправки конкретного автомобиля по талонам?
Должен ли кассовый чек АЗС быть в числе таких документов?
ОТВЕТ:

Приобретение ГСМ по талонам производится на основании договора купли-продажи с продавцом ГСМ. При этом продавец автомобильного топлива организует его отпуск через определенную сеть АЗС. Как правило, список АЗС, которые производят отпуск ГСМ по талонам данного продавца, приводится в договоре (с указанием их местонахождения).

Передача талонов организации производится после оплаты предусмотренного договором количества бензина конкретной марки.

Учет приобретения ГСМ по талонам зависит от условий договора.

В общем случае право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 223 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).

Учитывая нормы ГК РФ, в договоре купли-продажи стороны могут установить момент перехода к покупателю права собственности на поставляемые ГСМ либо в момент передачи оплаченных талонов или в момент заправки автомобилей.

 

Документальное подтверждение приобретения ГСМ

 

Согласно части 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Формы первичных документов, применяемых в деятельности коммерческой организации, утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (часть 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Это означает, что Законом N 402-ФЗ, по сути, отменена обязанность применять в учете унифицированные формы первичных документов, и организация вправе самостоятельно решить, будет ли она применять унифицированные формы, либо для отражения конкретных хозяйственных ситуаций в бухгалтерском учете разработает свои формы, включив обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Данные формы (в том числе унифицированные) должны быть утверждены в учетной политике.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Отсутствие первичных учетных документов либо их неверное оформление может повлечь за собой невозможность признания в целях налогообложения тех или иных затрат.

В рассматриваемой ситуации организации необходимо подтвердить такой факт своей хозяйственной жизни, как приобретение бензина.

Факт расходования денежных средств на приобретение ГСМ подтверждает выписка банка с приложением платежных документов (в частности, платежного поручения на перечисление поставщику соответствующей суммы по договору).

Факт получения организацией ГСМ может быть подтвержден товарной накладной (унифицированная форма N ТОРГ-12).

Товарная накладная является оправдательным документом, который подтверждает переход права собственности на приобретаемые ТМЦ (в Вашем случае ГСМ) и несение покупателем расходов в виде покупной стоимости ТМЦ. Кроме того, товарная накладная служит основанием для оприходования этих ценностей.

Товарная накладная на отпуск ГСМ с использованием талонов оформляется поставщиком в зависимости от момента перехода права собственности на топливо.

Если право собственности на ГСМ переходит к покупателю в момент заправки автомобилей по оплаченным талонам, по окончании месяца поставщик выписывает накладную на то количество бензина, которое было фактически выбрано. При этом, как правило, АЗС предоставляет ведомость учета выдачи топлива за прошедший месяц, включающую сведения о количестве выданных по талонам литров в разрезе конкретных автомобилей, что, на наш взгляд, может служить подтверждением того, что водителям автомобилей, указанных в ведомости, было отпущено определенное количество ГСМ.

Если же право собственности на ГСМ переходит к покупателю в момент передачи ему талонов на оплаченное количество топлива, то одновременно составляется и передается покупателю товарная накладная. Передача талонов осуществляется на основании акта приемки-передачи, в котором указываются номера, серии и номинал талонов. При этом приобретенное топливо остается у поставщика на ответственном хранении.

Таким образом, полагаем, что для подтверждения факта приобретения топлива достаточно товарной накладной ТОРГ-12, документов, свидетельствующих об оплате этого топлива (платежное поручение и выписка банка), а также ведомости учета выдачи топлива для заправки конкретных автомобилей.

Кроме того, стороны могут предусмотреть в договоре необходимость составления и подписания акта взаиморасчетов по итогам расчетного периода, установленного договором (например календарного месяца), на основании данных учета погашенных талонов.

 

Чек ККТ при использовании талонов

 

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Кроме того, п. 2.7. Правил технической эксплуатации АЗС, утвержденных Минэнерго России от 01.08.2001 N 229, установлено, что продажа сопутствующих товаров, отпуск и заправка нефтепродуктами за наличный и по безналичному расчетам, в том числе по талонам, заправочным ведомостям, по пластиковым картам осуществляются с использованием контрольно-кассовых машин (далее - ККМ). Управление процессом отпуска с топливораздаточных колонок осуществляется ККМ через контроллер управления (ТРК) или компьютерной кассовой системой (в состав которой входят компьютер и фискальный регистратор) через ТРК.

Оплата нефтепродуктов на автозаправочных станциях талонами и другими документами, являющимися эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродукта, считается косвенной безналичной оплатой.

В письме УФНС России по г. Москве от 30.04.2004 N 29-12/29514 представители налогового органа разъяснили, что автозаправочные станции при безналичной оплате за отпуск нефтепродуктов по талонам в общеустановленном порядке должны пробивать кассовые чеки (без указания суммы продажи, но с указанием марки нефтепродукта и количества литров нефтепродукта) на контрольно-кассовой технике и выдавать их покупателям.

Между тем в других письмах налоговиков разъясняется, что в случае косвенной безналичной оплаты организации, осуществляющие отпуск нефтепродуктов, вправе выдавать кассовый чек без указания стоимости, но с указанием количества литров нефтепродукта (письма УФНС России по Московской области от 04.08.2005 N 22-19/0156, УМНС России по г. Москве от 13.02.2004 N 29-12/9543).

Существует арбитражная практика (правда, в отношении случаев заправки по топливным картам), согласно которой суды считают, что при использовании топливной карты денежных расчетов между АЗС и владельцем топливной карты не происходит. По мнению судей, топливная карта используется как средство строгой отчетности, позволяющее держателю карты получить от лица покупателя определенное количество товара. Статьей 5 Закона N 54-ФЗ определен момент выдачи кассового чека - в момент оплаты. Пластиковые топливные карты платежными картами не являются. При использовании топливных карт на АЗС расчет за нефтепродукты не производится. Момент оплаты нефтепродукта либо предшествует транзакции (предоплата), либо следует после (при отсрочке платежа). Форма оплаты в указанном случае - перечисление денежных средств на расчетный счет. Топливные карты служат лишь средством товарного учета, то есть количества отпущенного нефтепродукта.

Суды также обращают внимание, что порядок выдачи кассового чека при косвенной безналичной оплате (без указания стоимости, но с указанием марки нефтепродукта и количества литров) введен в Технические требования к электронным контрольно-кассовым машинам для осуществления денежных расчетов за нефтепродукты и оказание услуг в сфере обеспечения нефтепродуктами (изменениями N 1-2000 (протокол ГМЭК ККМ N 3/57-2000 от 08.08.2000). В соответствии с п. IV указанного протокола ГМЭК ККМ проекты изменений N 1-2000 только приняты за основу, то есть не утверждены, а значит, не имеют обязательного характера (постановления ФАС Поволжского округа от 05.06.2008 N А12-987/08-с22, от 03.04.2008 N А12-16953/07-С22).

На наш взгляд, выводы, представленные в приведенных судебных постановлениях, могут быть справедливы и для случаев заправки транспортных средств по талонам. Талоны являются эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродуктов. При использовании талонов также не происходит наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Учитывая изложенное, поставщик может не выдать кассовый чек при заправке автомобиля.

 

К сведению:

Следует обратить внимание, что для списания ГСМ одних только документов, подтверждающих приобретение и оплату ГСМ, недостаточно.

Согласно разъяснениям контролирующих органов основным документом, подтверждающим расход ГСМ, является путевой лист (письма Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, ФНС России от 21.08.2009 N ШС-22-3/660, УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068679@).

По нашему мнению, в случае отсутствия чеков ККТ организация может подтвердить расходы на приобретение ГСМ на основании накладных поставщика, путевых листов, платежных поручений по оплате, ведомостей учета выдачи топлива, актов сверки с АЗС о фактически отпущенном количестве топлива.

Однако, учитывая наличие судебной практики, вероятность налоговых рисков все же существует.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

13 июня 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики