Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

02.07.2013
ВОПРОС:
Семья отправилась в поезде к месту отдыха, супруга сидела возле окна в купе, форточка в купе вагона самопроизвольно распахнулась и упала ей на голову, причинив вред здоровью. Проводница отказалась вызывать на ближайшую станцию скорую помощь и сама не оказала первую медицинскую помощь. Скорую помощь вызвали только таможенники.
Какую сумму моральной компенсации можно требовать с перевозчика?
ОТВЕТ:

В соответствии с п. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Как следует из положений ст. 82 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее - УЖТ РФ), заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами).

Согласно ст. 80 УЖТ РФ перевозчики и владельцы инфраструктур, в числе прочего, должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах. Пассажирские вагоны должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. Статья 113 УЖТ РФ предусматривает, что перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом ответственность перевозчика за жизнь и здоровье пассажира, несмотря на наличие договорных отношений, в силу ст. 800 ГК РФ носит внедоговорной (деликтный) характер, и регламентируется нормами гл. 59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.

Следовательно, перевозчик в силу закона обязан обеспечить личную безопасность пассажира, что одновременно является гарантией личной безопасности пассажира.

Использование транспортных средств, включая железнодорожный транспорт, рассматривается как деятельность с повышенной опасностью для окружающих, и ответственность причинителя вреда наступает независимо от его вины (ст. 1079 ГК РФ). Вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, на основании ст. 1064 ГК РФ подлежит возмещению в полном объеме, включая и компенсацию морального вреда пострадавшему пассажиру. Перевозчик в рассматриваемом случае может быть освобожден от ответственности лишь при условии, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (ст. 1079 ГК РФ). При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на причинителя вреда.

Действующее законодательство не запрещает причинителю вреда компенсировать его в добровольном порядке, если между ним и лицом, понесшим моральный ущерб, будет достигнуто соглашение о размере компенсации. Вместе с тем Гражданским кодексом РФ окончательное решение вопроса о компенсации морального вреда отнесено исключительно к компетенции суда. К тому же, как мы поняли из вопроса, перевозчик добровольно компенсировать такой вред отказался, а ограничился привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Согласно п. 1 ст. 151 ГК РФ, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (далее - Постановление N 10) моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права либо имущественные права гражданина.

Компенсация морального вреда производится независимо от факта возмещения имущественного вреда (п. 3 ст. 1099 ГК РФ) и его размера. То есть ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимости от наличия имущественного ущерба и может применяться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно (п. 9 Постановления N 10).

Если вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности, компенсация морального вреда производится независимо от вины причинителя вреда (ст. 1100 ГК РФ). Однако действующее законодательство не устанавливает какой-либо методики определения размеров компенсации причиненного гражданам морального вреда. В силу п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер такой компенсации определяется судом в каждом конкретном случае в денежной форме в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Иными словами, до тех пор, пока суд не определит размер компенсации, этого размера не существует, так как законодатель не установил какого-либо денежного эквивалента "единицы страданий", оставив решение вопроса о размере компенсации на усмотрение суда. В этой связи обратите внимание на судебную практику: решения Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 20.05.2010, с которым можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://zheleznodorozhny.hbr.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=533&cl=1, Первомайского районного суда г. Мурманска от 04.02.2011 по делу N 2-49/11, с которым можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://rospravosudie.com/court-pervomajskij-rajonnyj-sud-g-murmanska-murmanskaya-oblast-s/act-102556254/, Нижнекамского городского суда РТ от 04.08.2010 по делу N 2-3128/10, с которым можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://rospravosudie.com/court-nizhnekamskij-gorodskoj-sud-respublika-tatarstan-s/act-101437645/.

Заявляя требование о компенсации морального вреда, пострадавший пассажир должен доказать: факт причинения вреда, противоправный характер поведения перевозчика*(1), наличие причинной связи между противоправным поведением перевозчика и наступившими последствиями. Заметим, что отдельные суды требуют доказать также и характер нравственных страданий потерпевшего, а в отсутствие таковых отказывают в удовлетворении соответствующих требований (смотрите, например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.03.2007 N Ф03-А73/07-1/71). Однако нравственные (моральные) страдания не очевидны для окружающих. Они выражаются в том, что действия или бездействие причинителя вреда отражаются в сознании потерпевшего, вызывая какие-либо негативные реакции, лишающие его психического благополучия. Поэтому мы придерживаемся позиции, что нравственные страдания не могут подтверждаться какими-то конкретными доказательствами. Аналогичный вывод, в частности, изложен в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 20.09.2007 N Ф08-6316/2007.

Таким образом, пассажир, которому во время следования в поезде был причинен вред здоровью, вправе требовать компенсации ему морального вреда в судебном порядке. Размер же компенсации будет устанавливаться судом в зависимости от всех перечисленных выше обстоятельств с учетом совокупности представленных пострадавшим пассажиром доказательств.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

13 июня 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) О противоправном поведении перевозчика может свидетельствовать тот факт, что форточка в купе вагона самопроизвольно распахнулась, поскольку в п. 5.1.11 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12, указано, что открытие окон должно обеспечиваться на 1/3 их высоты с усилием не более 60-100 Н и с возможностью фиксации раздвижной части на любом уровне, то есть они не должны самостоятельно открываться.

Все консультации данной рубрики