Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

03.07.2013
ВОПРОС:
На складе бюджетного учреждения хранятся материальные запасы (розетки, вилки, переключатели и т.д.), закупленные в советские времена, на сегодняшний день всё это морально устарело, хотя всё новое.
Необходимо ли заключение независимого эксперта о необходимости списания таких материалов?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему мнению, если квалификация специалистов, состоящих в комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов, позволяет сделать однозначный вывод о непригодности к дальнейшей эксплуатации морально устаревших материалов, решение о его списании может быть принято без привлечения независимого эксперта.

 

Обоснование вывода:

Прежде всего, отметим, что такой самостоятельной причины списания материальных запасов бюджетными учреждениями, как "моральное старение", положениями Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н) и от 16.12.2010 N 174н, в отличие от коммерческих организаций, не предусмотрено.

Однако это вовсе не значит, что списать такие материалы нельзя в принципе.

Достаточно обратить внимание на то, что:

- бюджетное учреждение имеет возможность распоряжаться движимым имуществом: особо ценным - по согласованию с учредителем, иным - самостоятельно (п. 2 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях");

- учреждение продолжает осуществлять расходы на хранение, учет, инвентаризацию неиспользуемого имущества, и дальнейшее хранение также вряд ли можно назвать эффективным;

- в отличие от предыдущих редакций Инструкции по бюджетному учету, положениями Инструкции N 157н дополнительно предусмотрено такое основание, как моральный износ для списания других нефинансовых активов: объектов основных средств и нематериальных активов (п.п. 51, 65 Инструкции N 157н).

Обратите внимание: согласно положениям параграфа 9 Международного стандарта финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС) (IPSAS) 12 "Запасы" запасами признаются активы (смотрите также п. 98 Инструкции N 157н):

(a) в форме сырья или материалов, предназначенных для использования в процессе производства;

(b) в форме сырья или материалов, предназначенных для использования или распределяемых при предоставлении услуг;

(c) предназначенные для продажи или распределения в процессе операционной деятельности; или

(d) в процессе производства для продажи или распределения.

Следовательно, для принятия обоснованного решения о списании неиспользуемых материальных запасов учреждению целесообразно убедиться в невозможности:

- их дальнейшего использования в деятельности учреждения (в деятельности других организаций государственного сектора);

- их реализации.

Для этого могут быть, например, приняты следующие меры:

- учреждением могут быть направлены соответствующие письма учредителю (местной администрации) о наличии неиспользуемого имущества, которое может быть передано другим организациям государственного сектора;

- в СМИ (на специализированных сайтах, на сайте учреждения) может быть размещено объявление о возможной реализации неиспользуемого имущества и т.д.

После того, как учреждение убедится, что ни использовать самостоятельно, ни передать другим организациям, ни реализовать материальные запасы нельзя, может быть принято обоснованное решение о списании данного имущества.

Конкретное решение о невозможности дальнейшей эксплуатации и необходимости списания запасных частей принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе. Указанное решение оформляется Актом о списании материальных запасов (форма 0504230) (смотрите приложения NN 2, 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 N 173н).

Требований об обязательном привлечении специализированной организации для представления заключения о состоянии списываемого имущества и необходимости его списания действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации не установлено.

Соответственно, по нашему мнению, первоначальное заключение о состоянии списываемых объектов материальных запасов дается комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов. В случае если квалификация специалистов, состоящих в комиссии, позволяет сделать однозначный вывод о непригодности объектов к дальнейшей эксплуатации, первоначальное решение о необходимости списания принимается данной комиссией. Если в штате учреждения отсутствуют специалисты необходимой квалификации, может быть рассмотрена возможность их привлечения из других учреждений либо возможность привлечения специализированной организации, с которой заключается соответствующий договор.

Такой вывод подтверждается и содержанием постановления Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества".

Рекомендуем ознакомиться также со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Организация учета материальных ценностей, поступающих в госучреждение по результатам списания, разукомплектации имущества, ремонтных работ;

- Энциклопедия решений. Документальное оформление в госучреждении списания материальных запасов;

- Энциклопедия решений. Операции по реализации бюджетными (автономными) учреждениями имущества.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества

10 июня 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики