Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
03.07.2013
- На складе бюджетного учреждения хранятся материальные запасы (розетки, вилки, переключатели и т.д.), закупленные в советские времена, на сегодняшний день всё это морально устарело, хотя всё новое.
Необходимо ли заключение независимого эксперта о необходимости списания таких материалов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, если квалификация специалистов, состоящих в комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов, позволяет сделать однозначный вывод о непригодности к дальнейшей эксплуатации морально устаревших материалов, решение о его списании может быть принято без привлечения независимого эксперта.
Обоснование вывода:
Прежде всего, отметим, что такой самостоятельной причины списания материальных запасов бюджетными учреждениями, как "моральное старение", положениями Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н) и от 16.12.2010 N 174н, в отличие от коммерческих организаций, не предусмотрено.
Однако это вовсе не значит, что списать такие материалы нельзя в принципе.
Достаточно обратить внимание на то, что:
- бюджетное учреждение имеет возможность распоряжаться движимым имуществом: особо ценным - по согласованию с учредителем, иным - самостоятельно (п. 2 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях");
- учреждение продолжает осуществлять расходы на хранение, учет, инвентаризацию неиспользуемого имущества, и дальнейшее хранение также вряд ли можно назвать эффективным;
- в отличие от предыдущих редакций Инструкции по бюджетному учету, положениями Инструкции N 157н дополнительно предусмотрено такое основание, как моральный износ для списания других нефинансовых активов: объектов основных средств и нематериальных активов (п.п. 51, 65 Инструкции N 157н).
Обратите внимание: согласно положениям параграфа 9 Международного стандарта финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС) (IPSAS) 12 "Запасы" запасами признаются активы (смотрите также п. 98 Инструкции N 157н):
(a) в форме сырья или материалов, предназначенных для использования в процессе производства;
(b) в форме сырья или материалов, предназначенных для использования или распределяемых при предоставлении услуг;
(c) предназначенные для продажи или распределения в процессе операционной деятельности; или
(d) в процессе производства для продажи или распределения.
Следовательно, для принятия обоснованного решения о списании неиспользуемых материальных запасов учреждению целесообразно убедиться в невозможности:
- их дальнейшего использования в деятельности учреждения (в деятельности других организаций государственного сектора);
- их реализации.
Для этого могут быть, например, приняты следующие меры:
- учреждением могут быть направлены соответствующие письма учредителю (местной администрации) о наличии неиспользуемого имущества, которое может быть передано другим организациям государственного сектора;
- в СМИ (на специализированных сайтах, на сайте учреждения) может быть размещено объявление о возможной реализации неиспользуемого имущества и т.д.
После того, как учреждение убедится, что ни использовать самостоятельно, ни передать другим организациям, ни реализовать материальные запасы нельзя, может быть принято обоснованное решение о списании данного имущества.
Конкретное решение о невозможности дальнейшей эксплуатации и необходимости списания запасных частей принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе. Указанное решение оформляется Актом о списании материальных запасов (форма 0504230) (смотрите приложения NN 2, 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 N 173н).
Требований об обязательном привлечении специализированной организации для представления заключения о состоянии списываемого имущества и необходимости его списания действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации не установлено.
Соответственно, по нашему мнению, первоначальное заключение о состоянии списываемых объектов материальных запасов дается комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов. В случае если квалификация специалистов, состоящих в комиссии, позволяет сделать однозначный вывод о непригодности объектов к дальнейшей эксплуатации, первоначальное решение о необходимости списания принимается данной комиссией. Если в штате учреждения отсутствуют специалисты необходимой квалификации, может быть рассмотрена возможность их привлечения из других учреждений либо возможность привлечения специализированной организации, с которой заключается соответствующий договор.
Такой вывод подтверждается и содержанием постановления Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества".
Рекомендуем ознакомиться также со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Организация учета материальных ценностей, поступающих в госучреждение по результатам списания, разукомплектации имущества, ремонтных работ;
- Энциклопедия решений. Документальное оформление в госучреждении списания материальных запасов;
- Энциклопедия решений. Операции по реализации бюджетными (автономными) учреждениями имущества.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
Ответ прошел контроль качества
10 июня 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним