Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

04.07.2013
ВОПРОС:
На ограждении рынка (г. Магнитогорск) будут размещены образец изделия и рекламный баннер организации. Ограждение (забор) принадлежит самому рынку, и рынок согласен разместить образец на своем заборе.
Требуется ли разрешение органа местного самоуправления для размещения рекламы (образца изделия) на ограждении строительного рынка?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В рассматриваемом случае получение разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций необходимо.

 

Обоснование позиции:

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований этой статьи.

При этом владельцем рекламной конструкции признается собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Часть 5 ст. 19 Закона о рекламе предусматривает, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В соответствии с ч. 9 той же статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч.ч. 5-7 этой статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В городе Магнитогорске порядок выдачи разрешений на установку рекламных конструкций (далее также - разрешение) предусмотрен Положением о наружной рекламе в городе Магнитогорске, утвержденным решением Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 29.05.2012 N 82 (далее - Положение).

Согласно п. 4 названного Положения установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения (приложение N 2 к этому Положению), выдаваемого администрацией города на основании постановления администрации города о выдаче разрешения. Для получения разрешения заинтересованное лицо обращается в администрацию города с заявлением, к которому прилагаются документы, указанные в п. 5 Положения.

В спорных ситуациях, связанных с применением норм ст. 19 Закона о рекламе, судебная практика подчеркивает, что для распространения наружной рекламы необходимы два условия: наличие разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления и договор с собственником или иным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2012 N 11АП-6713/12).

Отметим также, что в силу ч. 23 ст. 19 Закона о рекламе требования этой статьи в части получения разрешений не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики в случае размещения рекламы непосредственно на указанных объектах (без использования конструкций и приспособлений, предназначенных только для размещения рекламы).

Часть 1 ст. 19 Закона о рекламе не содержит исчерпывающего перечня видов рекламных конструкций. По смыслу этой нормы, рекламной конструкцией может быть признано любое сооружение, предназначенное для размещения наружной рекламы и отвечающее критерию технического средства стабильного территориального размещения. Исключения из этого правила предусмотрены ч. 23 ст. 19 того же федерального закона. По нашему мнению, размещение на заборе образца изделия и рекламного баннера к таким исключениям не относится, а образец изделия и баннер, поскольку они содержат рекламную информацию и по своему характеру являются техническими средствами стабильного территориального размещения рекламы (размещены на ограждении, связь которого с земельным участком представляется несомненной), являются рекламными конструкциями, установка и эксплуатация которых требуют получения разрешения. При этом наличие права собственности на ограждение, на котором размещаются рекламные конструкции, у владельца рынка (не у муниципального образования) и его согласие на размещение этих конструкций, в силу ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе, не исключает необходимости согласовывать размещение рекламных конструкций с органом местного самоуправления.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

17 июня 2013 г.

Все консультации данной рубрики