Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
04.07.2013
- В бюджетное учреждение обратился брат умершего бывшего сотрудника учреждения с заявлением об оказании материальной помощи в связи с организацией похорон. Бывший сотрудник уволился из учреждения в декабре 1990 года. Далее он работал в другой организации, из которой также давно уволился.
Может ли быть оказана материальная помощь бюджетным учреждением в рассматриваемой ситуации?
Прежде всего отметим, что действующее законодательство не обязывает бюджетное учреждение производить какие-либо выплаты в пользу родственников бывшего работника в связи с его смертью.
Вместе с тем решение о такой выплате может быть принято руководителем бюджетного учреждения.
Дело в том, что положения законодательства свидетельствуют о возможности самостоятельного распоряжения бюджетным учреждением всеми полученными доходами, в частности доходами от приносящей доход деятельности:
1) доходы, полученные бюджетным учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ);
2) для бюджетных учреждений прямо предусмотрено ограничение распоряжения только (п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ):
- особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;
- недвижимым имуществом.
Денежными же средствами, являющимися иным движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ), бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено Законом N 7-ФЗ*(1).
Поэтому в случае направления учреждением средств от приносящей доход деятельности на выплату материальной помощи родственникам умершего бывшего сотрудника, возникновение каких-либо претензий к учреждению минимально.
Однако при принятии решения о выплате необходимо учитывать следующее.
1) Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение госзадания, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения (План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н. Все осуществляемые бюджетным учреждением расходы должны соответствовать показателям Плана ФХД. Поэтому в случае, если Планом ФХД не предусмотрены соответствующие расходы на выплату материальной помощи, перед осуществлением такой выплаты План ФХД учреждению необходимо будет соответствующим образом откорректировать.
2) Родственники умершего бывшего сотрудника учреждения не состоят с учреждением в трудовых или иных договорных отношениях. А в соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н, выплаты лицам, не состоящим с учреждением в трудовых и иных договорных отношениях, могут осуществляться за счет статей (подстатей) КОСГУ 262 "Пособия по социальной помощи населению", 290 "Прочие расходы".
При этом материальная помощь родственникам умершего бывшего сотрудника, по нашему мнению, в рассматриваемом случае может мыть осуществлена за счет статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
3) Осуществляя выплаты материальной помощи физическим лицам, не следует забывать о НДФЛ.
При этом суммы выплачиваемой материальной помощи родственникам умершего бывшего работника учреждения не будут облагаться НДФЛ при одновременном соблюдении условий:
- выплата осуществляется родственникам умершего бывшего работника, вышедшего на пенсию (абзац третий п. 8 ст. 217 НК РФ);
- данные родственники являются членами семьи умершего (смотрите письма Минфина России от 14.11.2012 N 03-04-06/4-318, от 03.08.2006 N 03-05-01-04/234, от 15.09.2004 N 03-05-01-04/12).
4) Материальная помощь лицам, не работающим в учреждении (родственникам умершего работника), выплачивается не на основании трудовых, гражданско-правовых договоров или договоров об отчуждении исключительных прав, поэтому не может рассматриваться в качестве выплаты или иного вознаграждения. Следовательно, такие выплаты не признаются объектом обложения взносами на обязательное социальное страхование.
5) Случаи, порядок и предельные размеры выплаты материальной помощи могут быть определены учреждением в локальном нормативном акте.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр
Ответ прошел контроль качества
20 июня 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Некоторые ограничения, в частности, предусмотрены п.п. 13, 14 ст. 9.2 и абз. 3 п. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним