Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
09.07.2013
- Организация применяет общую систему налогообложения. Она производит закупку сменных картриджей и несет расходы по обслуживанию кулера, которого на балансе организации нет. При этом кулер фактически имеется, но его происхождение неизвестно.
Кулер используется для обеспечения питьевой водой сотрудников.
Как можно поставить на учет кулер? Как эта операция отражается в бухгалтерском и налоговом учете?
Налоговый учет
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
На основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ.
В соответствии с положениями ст. 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Понятие условий труда установлено положениями ст. 209 ТК РФ. Так, под условиями труда следует понимать совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Также в соответствии с положениями ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в частности, обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.
Согласно ст. 223 ТК РФ на работодателя возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда.
Пунктом 18 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н установлено, что одним из мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков являются приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.
Таким образом, затраты организации на приобретение чистой питьевой воды и обслуживание кулера могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, на основании ст. 264 НК РФ при условии, что эти затраты могут быть подтверждены документально (письма Минфина России от 25.12.2012 N 03-03-06/1/720, от 20.12.2012 N 03-03-06/1/707, от 19.12.2012 N 03-03-06/1/703, от 09.10.2012 N 03-03-06/1/534).
В рассматриваемой ситуации организация производит закупку сменных картриджей и несет расходы по обслуживанию кулера, которого на балансе организации нет. При этом кулер фактически имеется, но его происхождение неизвестно.
Для того чтобы расходы, связанные с обслуживанием кулера, были экономически обоснованными, необходимо кулер поставить на учет.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 (далее - Закон N 402-ФЗ) активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания по инвентаризации).
Согласно п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, предусмотренных в п.п. 1.5 и 1.6 данных Методических указаний.
Пунктом 20 ст. 250 НК РФ установлено, что стоимость излишков материально-производственных запасов (МПЗ) и прочего имущества, выявленных в результате инвентаризации, включается в состав внереализационных доходов, учитываемых при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль.
При этом порядок оценки таких доходов (определения стоимости выявленного имущества) не установлен. Согласно позиции Минфина России оценка этого имущества производится с учетом ст. 105.3 НК РФ по рыночной цене. Такой доход признается при использовании метода начисления на дату проведения инвентаризации (оприходования излишков) - (пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ) (письма Минфина России от 22.04.2011 N 03-03-06/1/263, от 11.02.2011 N 03-03-06/1/88, от 12.10.2010 N 03-03-06/1/644).
При вводе кулера в эксплуатацию стоимость его включается в состав материальных расходов. При этом стоимость его определяется как доход, учтенный в соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ (абзац 2 п. 2 ст. 254 НК РФ). Смотрите также письма Минфина России от 10.08.2012 N 03-03-06/1/400, от 23.09.2011 N 03-03-06/1/583, от 25.04.2011 N 03-03-06/1/267).
Бухгалтерский учет
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета. Имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по рыночной стоимости и одновременно зачислению на финансовые результаты с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц (п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации, пп. "а" п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).
Согласно п. 9 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
При этом под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.
Таким образом, кулер принимается к учету по текущей рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации (пп. "а" п. 28 Положения по ведению бухучета и отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
При вводе в эксплуатацию стоимость кулера включается в расходы (п. 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Вместе с тем в целях обеспечения сохранности кулера при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за его движением (абзац четвертый п. 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств").
В качестве возможного варианта учета в данном случае можно рассматривать отражение стоимости такого имущества за балансом. В соответствии с Планом счетов забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Бухгалтерский учет указанных объектов ведется по простой системе (без использования двойной записи).
Оприходование кулера, выявленного в результате инвентаризации, сопровождается следующими записями:
Дебет 10 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- по итогам инвентаризации оприходован кулер;
Дебет 26 (20, 44) Кредит 10
- при вводе в эксплуатацию стоимость кулера учтена в расходах;
Дебет 012
- кулер введен в эксплуатацию.
Документальное оформление
Все формы первичных учетных документов утверждаются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных бланков "первички" организации могут в качестве образца использовать унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Важно, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Это надо учитывать при разработке собственных бланков.
Операция по отражению дохода в виде стоимости излишков, выявленных в результате инвентаризации, в бухгалтерском и налоговом учете производится на основании:
- результатов инвентаризации (бланки могут быть разработаны на основе форм, утвержденных постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 и от 27.03.2 000 N 26);
- документов, подтверждающих рыночную стоимость выявленных активов;
- бухгалтерской справки, содержащей все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Ответ прошел контроль качества
17 июня 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним