Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

10.07.2013
ВОПРОС:
Организацией приобретены неисключительные права на использование программы-"шпиона" (для отслеживания какой работой занимается в определенный момент работник, а также для контроля "утечки" информации на съемные носители). Для проверки эффективности и рентабельности данной программы предприятие приобрело программу на 1 рабочее место и установило её одному из работников. В финансовых документах (договоре о купле-продаже программного обеспечения, акте выполненных работ, счете-фактуре) не указано назначение программы, и из названия нельзя определить, для чего она предназначена.
На какой счет затрат следует в течение 5 лет списывать стоимость данного программного продукта (на счет 26 или счет 91)? Можно ли данные расходы учесть в целях налогообложения прибыли? Можно ли обосновать, что данная программа необходима для научно-производственной деятельности организации и защиты информации?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы на приобретение программы-"шпиона" могут списываться в бухгалтерском учете со счета 97 "Расходы будущих периодов" на счет 26 "Общехозяйственные расходы".

В налоговом учете данные расходы учитываются в составе прочих расходов по пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ.

 

Обоснование вывода:

 

Бухгалтерский учет

 

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) произведенные организацией расходы, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы.

Согласно п. 5 ПБУ 10/99 по общему правилу расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

В силу п. 7 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности формируют:

- расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

- расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и другие).

По нашему мнению, контроль за деятельностью работников - административно-управленческая функция. Поэтому расходы, связанные с подобным контролем, на основании п.п. 5, 7 ПБУ 10/99, относятся к расходам по обычным видам деятельности.

Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусматривает, что счет 26 "Общехозяйственные расходы" предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие административно-управленческие расходы.

Учитывая изложенное, полагаем, что стоимость подобной программы подлежит списанию с кредита счета 97 "Расходы будущих периодов" в дебет счета 26.

 

Налоговый учет

 

Подпункт 26 п. 1 ст. 264 НК РФ определяет, что в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются, в частности, расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям).

Вместе с тем расходы признаются в целях налогообложения при условии их соответствующего документального оформления и экономической обоснованности (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Понятие экономически обоснованности НК РФ не раскрывает.

Давая оценку обоснованности расходов, Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.10.2006 N 53 сообщил, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.

В свою очередь, в определении КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П отмечается, что законодатель оправданно отказался от закрытого перечня конкретных затрат налогоплательщика, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, имея в виду многообразие содержания и форм экономической деятельности и видов возможных расходов, и предоставил налогоплательщикам возможность самостоятельно определять в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств и особенностей их финансово-хозяйственной деятельности, относятся те или иные не поименованные в главе 25 НК РФ затраты к расходам в целях налогообложения либо нет. Кроме того, налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Налогоплательщик осуществляет экономическую деятельность самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Организация эффективной деятельности персонала, а также контроль за деятельностью сотрудников в рабочее время самым непосредственным образом нацелены на получение экономических выгод. В этой связи полагаем, что расходы на приобретение указанной Вами программы свидетельствуют о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект.

Таким образом, считаем, что расходы на приобретение программы-"шпиона" могут быть учтены в целях налогообложения в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ.

К сожалению, разъяснениями уполномоченных органов, а также судебными решениями по ситуациям, подобным Вашей, мы не располагаем.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

17 июня 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики