Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
11.07.2013
- В организации бухгалтер-кассир уходит в очередной отпуск.
Каков порядок передачи дел другому бухгалтеру?
Прежде всего отметим, что в настоящее время не существует специального нормативного правового документа, который бы регулировал передачу дел от одного кассира (сотрудника, исполняющего его функции) к другому. В связи с этим соответствующие правила, в том числе правила документального оформления передачи дел, организации необходимо разработать самостоятельно, руководствуясь общими требованиями нормативно-правовых актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета на территории РФ.
Разработанный порядок целесообразно закрепить внутренним локальным актом, например, это может быть "Инструкция о порядке передаче дел при смене кассира". В качестве ориентира можно использовать Инструкцию о порядке приема-сдачи дел главными бухгалтерами (старшими бухгалтерами на правах главных бухгалтеров), централизованных бухгалтерий (бухгалтерий), учреждений, предприятий и организаций системы Министерства здравоохранения СССР, утвержденную Минздравом СССР 28.05.1979 N 25-12/38. Например, организация может предусмотреть, что прием и сдача дел кассиром производятся на основании соответствующего приказа руководителя (с указанием срока для приема-сдачи дел) и оформляется актом проверки кассы (форма произвольная, желательно, чтобы она содержала реквизиты, установленные ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)).
При составлении собственных документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
Еще раз повторим, предложенный порядок является примером оформления передачи дел, организация совершенно не обязана ему следовать, более того, даже если передача дел вообще не будет оформлена какими-либо документами, нарушений законодательства не возникнет.
Также следует учесть, что сотрудник, исполняющий трудовую функцию кассира, является материально ответственным лицом, с которым может заключаться договор о полной материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ и Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85). В связи с этим считаем, что при передаче дел одним кассиром другому желательно провести инвентаризацию кассы.
До 1 января 2013 года Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) было установлено требование об обязательном проведении инвентаризации в случае смены материально ответственных лиц (п. 2 ст. 12 Закона N 129-ФЗ). Аналогичное требование содержалось в п. 37 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров ЦБ РФ 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций; утратил силу с 1 января 2012 года).
С 1 января 2013 года закон N 129-ФЗ утратил силу, новый Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) подобного требования не содержит. Частью 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ определено, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации (случаи обязательного проведения инвентаризации устанавливаются законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами; случаи смены материально ответственных лиц сюда не относятся). Действующее в настоящее время Положение Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" вопросов инвентаризации кассы вообще не затрагивает.
Таким образом, в настоящее время смена кассира не является обстоятельством, влекущим за собой обязанность проведения инвентаризации. Тем не менее считаем, что в целях обеспечения сохранности денежных средств и иных ценностей, находящихся в кассе, при передаче дел от одного сотрудника, исполняющего функции кассира, другому кассиру инвентаризацию кассы целесообразно провести.
Порядок инвентаризации денежных средств в кассе организации регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания). Согласно п. 3.39 Методических указаний инвентаризация денежных средств в кассе производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций. Однако, поскольку в настоящее время данный порядок не действует, а Положение Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" не предусматривает какого-либо порядка проведения инвентаризации кассы, полагаем, что инвентаризацию денежных средств в кассе необходимо проводить в соответствии с разделом 2 "Общие правила проведения инвентаризации" Методических указаний.
Напомним, что для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, представители службы внутреннего аудита организации, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.) (п. 2.2 и п. 2.3 Методических указаний). Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации приказом, составленным по форме N ИНВ-22 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88), либо в произвольной форме с указанием обязательных реквизитов, содержащихся в ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Помимо состава комиссии в приказе также указываются:
- причина проведения инвентаризации (в данном случае - смена кассира);
- имущество, подлежащее ревизии (в рассматриваемом случае - денежные средства; отметим, что в соответствии с п. 1.2 Методических указаний денежные средства относятся к имуществу);
- дату начала и окончания инвентаризации.
Приказ регистрируют в журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
На основании п. 2.4 Методических указаний до начала проверки инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "..." (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственное лицо (кассир) дает расписку о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на его ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Проверка фактического наличия имущества в кассе производится при обязательном участии кассира, сдающего дела (п. 2.8 Методических указаний).
В ходе инвентаризации проверяются все документы, связанные с деятельностью сотрудника в качестве кассира: кассовая книга, отчеты кассира, приходные и расходные ордера и т.д., а также фактическое наличие сумм денежных средств, находящихся в кассе на момент проверки (производится сверка с данными кассовой книги).
Согласно п. 2.5 Методических указаний сведения о фактическом наличии имущества (в том числе, денежных средств) записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации (в данном случае разрабатываются организацией самостоятельно с указанием реквизитов, содержащихся в ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Результаты проведенной инвентаризации отражаются в акте инвентаризации наличных денежных средств (по форме N ИНВ-15, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, или самостоятельно разработанной форме, с указанием реквизитов из ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Также составляется ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (по форме N ИНВ-26, утвержденной постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26, или самостоятельно разработанной форме с указанием реквизитов из ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
При выявлении излишков или недостач от кассира нужно получить письменные объяснения о причинах их возникновения. При отказе кассира дать соответствующие комментарии рекомендуется составить акт об отказе работника представить объяснения. Кассира нужно ознакомить с актом под роспись. Если работник отказывается подписывать акт, этот факт также следует зафиксировать.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
25 июня 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним