Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

11.07.2013
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение перечислило плату за участие (единовременный взнос) в мероприятии (научно-практическая конференция).
Должна ли уплата таких взносов осуществляться на основании договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ? Если да, то может ли в данном случае заказ быть размещенным у единственного исполнителя?
ОТВЕТ:

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) этот Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений. При этом под размещением заказов согласно ст. 5 Закона N 94-ФЗ понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном этим Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков исполнителей, подрядчиков (далее также - контрагент) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. А под нуждами бюджетных учреждений, исходя из ч.ч. 1, 2 ст. 3 Закона N 94-ФЗ, понимаются обеспечиваемые этими учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) их собственные потребности в товарах, работах, услугах. Причем Закон N 94-ФЗ применяется во всех случаях размещения заказов, за исключением случаев, когда услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством РФ (ч. 2 ст. 1 указанного Закона).

Таким образом, заключение любых договоров, по которым бюджетное учреждение приобретает товары, работы, услуги, должно осуществляться в соответствии с Законом N 94-ФЗ.

Полагаем, это относится и к услугам, оказываемым организаторами различных массовых мероприятий, в том числе и научного характера, даже если их оплата называется "организационным взносом". Это подтверждается и тем, что "Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", утвержденными приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н, взносы за участие в выставках, конференциях, форумах, семинарах, совещаниях, тренингах, соревнованиях и т.п. включаются в понятие "услуги и работы по организации участия" (подлежат отнесению за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ).

Соответственно, уплата таких взносов также должна осуществляться на основании договоров, заключенных в соответствии с Законом N 94-ФЗ.

Из ч. 2 ст. 10 Закона N 94-ФЗ следует, что размещение заказа у единственного контрагента допускается только в случаях, установленных самим этим Законом. При этом согласно ч. 3 ст. 10 Закона N 94-ФЗ решение о способе размещения заказа принимается заказчиком самостоятельно, но с учетом ограничений, установленных этим Законом. Исчерпывающий (как следует из сказанного выше) перечень случаев размещения заказа у единственного контрагента дан в ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ.

Прежде всего можно обратить внимание, что государственные образовательные учреждения вправе на основании п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ разместить у единственного контрагента заказ на сумму до 400 тысяч рублей без каких-либо дополнительных обоснований (с учетом размещения заказа на одноименные товары, работы, услуги в течение того же квартала).

Если сумма организационного взноса превышает вышеуказанный предел, то в принципе может быть применен п. 26 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ. Эта норма разрешает заказчику разместить у единственного поставщика заказ на услуги, связанные с направлением им работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашения на указанные мероприятия. При этом к услугам, предусмотренным данным пунктом, относятся: обеспечение проезда к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания. Поскольку п. 26 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, как и любой другой пункт этой части, является отдельным основанием для размещения заказа у единственного поставщика, ограничения по сумме каждого заключаемого договора, равно как и по сумме размещения заказа в течение одного квартала, установленные п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ (а равно и п. 14.1 той же части), при размещении заказа по п. 26 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ не применяются (смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 07.09.2011 N Д28-326).

В то же время буквальное толкование положений п. 26 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ в контексте ч. 2 ст. 10 этого Закона указывает на то, что перечисленный в данном пункте перечень услуг является закрытым. Поэтому контролирующие органы придерживаются позиции, что закупка в соответствии с п. 26 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ дополнительных услуг, кроме поименованных в данном пункте, неправомерна. Соответственно, заказчик обязан размещать заказы на оказание дополнительных услуг в общем порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, в том числе путем проведения торгов (разъяснения ФАС России от 04.02.2011 "О разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов..." по вопросу размещения заказа на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, у единственного поставщика", письма Минэкономразвития России от 03.06.2011 N ОГ-Д28-6, от 10.12.2010 N Д22-2216, от 06.08.2010 N Д22-1338, от 18.12.2009 N Д22-1597).

Соответственно, уплата взноса на участие в научно-практической конференции подпадает под п. 26 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, если она включает в себя оплату проживания, питания, транспортного обслуживания. Если же она включает в себя дополнительные услуги, то формально заказ на такие услуги должен размещаться в общем порядке.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

27 июня 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики