Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

15.07.2013
ВОПРОС:
Может ли муниципальное автономное учреждение заниматься кредитованием (микрокредитованием)?
ОТВЕТ:

1. В соответствии со ст. 819 ГК РФ предоставление денежных средств (кредита) заемщику по кредитному договору могут осуществлять только банки и иные кредитные организации. Под кредитными организациями в силу ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности" понимаются юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеют право осуществлять банковские операции, предусмотренные этим Законом. Кредитные организации образуются на основе любой формы собственности как хозяйственные общества.

Автономное учреждение является не хозяйственным обществом - коммерческой организацией, а типом иной организационно-правовой формы юридического лица - некоммерческой организации - учреждения (п.п. 2, 3 ст. 50, п.п. 1, 2 ст. 120 ГК РФ). Соответственно, оно в принципе не может получить лицензии кредитной организации и предоставлять кредиты.

2. Микрофинансовая деятельность представляет собой деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление такой деятельности, по предоставлению микрозаймов (пп. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 151-ФЗ)). При этом микрозаймом признается заем, предоставляемый заимодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей (пп. 3 ч. 1 ст. 2 Закона N 151-ФЗ).

Микрофинансовую деятельность вправе осуществлять юридические лица организационно-правовых форм, перечисленных в пп. 2 ч. 1 ст. 2 Закона N 151-ФЗ, при условиях указания такого вида деятельности в их учредительных документах (ч. 5 ст. 5 Закона N 151-ФЗ) и внесения в государственный реестр микрофинансовых организаций (пп. 2 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Закона N 151-ФЗ). Согласно пп. 2 ч. 1 ст. 2 Закона N 151-ФЗ в качестве микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность, может выступать также и любое учреждение, кроме бюджетного.

Однако следует учитывать, что автономное учреждение, как любая некоммерческая организация, обладает специальной правоспособностью, то есть может осуществлять только те виды деятельности, которые непосредственно направлены на достижение целей, для которых оно создано, или способствующие достижению этих целей (п. 1 ст. 49, п. 3 ст. 50 ГК РФ, ч. 1, 6, 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ)). В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение может создаваться только в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. Согласно ч. 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).

В связи с этим следует заметить, что ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений" указывает, что требования ч.ч. 14 и 14.1 ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", требующих смены типа автономных учреждений, созданных для осуществления видов деятельности, не указанных в ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, на бюджетные учреждения, не распространяются на микрофинансовые организации, созданные до 1 января 2011 года в форме автономных учреждений. Такие организации вправе осуществлять свою деятельность в форме автономных учреждений.

Следовательно, автономное учреждение вправе осуществлять микрофинансовую деятельность, если оно создано для осуществления этой деятельности до 1 января 2011 года, либо если микрофинансовая деятельность способствует достижению целей, на которые направлена основная деятельность автономного учреждения, и указана в его уставе (и, разумеется, в любом случае, если автономное учреждение зарегистрировано в государственном реестре микрофинансовых организаций).

Считаем также необходимым обратить внимание на следующее.

Передача денежных средств в собственность другому лицу с условием возврата и уплаты процентов возможна не только по кредитному договору, урегулированному параграфом 2 главы 42 ГК РФ, но и по договору займа, урегулированному параграфом 1 той же главы, которая не предусматривает каких-либо требований к сторонам такого договора. Однако на практике существует проблема разграничения этих двух видов договоров. Поэтому нельзя исключать того, что деятельность автономного учреждения по выдаче займов, носящая систематический характер, тем более, если это учреждение само привлекает займы, может быть квалифицирована как кредитная деятельность, осуществляемая без получения соответствующей лицензии. Представляется, что принятие Закона N 151-ФЗ было направлено как раз на исключение необходимости получения банковской лицензии для осуществления микрофинансовой деятельности.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Широков Сергей

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

24 июня 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики