Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
17.07.2013
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения использует для расчетов с населением банковские платежные карты. В кассе учреждения установлен банковский терминал. После оплаты услуг через терминал деньги поступают через два дня на лицевой счет учреждения за вычетом комиссии банка (что обусловлено договором эквайринга с банком).
Какими бухгалтерскими проводками должны сопровождаться эти операции?
Сразу отметим, что положения "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), и Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), не содержат специального порядка отражения в бухгалтерском учете расчетов с использованием платежных (банковских) карт.
Поэтому корреспонденцию счетов, необходимую для отражения в бухгалтерском учете соответствующих операций, учреждению нужно определить в учетной политике по согласованию с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя.
При этом считаем возможным учесть следующее.
1. Согласно положениям п. 5.3 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104 (далее - Правила N 104), расчеты посредством платежных карт отнесены к безналичным расчетам с покупателями.
Однако, несмотря на то, что при использовании платежных карт непосредственно в расчетах наличные деньги не участвуют, в силу ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации, применяющие контрольно-кассовую технику (ККТ), при осуществлении расчетов, в том числе с использованием платежных карт, в момент оплаты обязаны выдать покупателям отпечатанные ККТ кассовые чеки (смотрите также письма Минфина России от 10.12.2010 N 03-01-15/9-255, ФНС от 01.02.2012 N АС-4-2/1503).
Суммы, оплаченные платежными картами, пробиваются на определенную отдельную безналичную секцию (п. 5.1 Правил N 104, письмо Минфина России от 11.06.2009 N 03-01-15/6-311). В фискальной памяти кассового аппарата регистрируется и хранится информация о наличных денежных расчетах по всем видам оплат, в том числе по расчетам с помощью платежных карт.
2. Несмотря на то, что кассовый чек при осуществлении оплаты банковской картой через POS-терминал будет выдан, необходимости в совершении других действий, сопровождающих оплату наличными деньгами в кассу, а именно: оформлении Приходных кассовых ордеров (форма 0310001), отражения записей в Кассовой книге (форма 0504514), у учреждения не возникает (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 11.05.2006 N 09-24/038509). Следовательно, не возникает и оснований для отражения таких оплат на счете 0 201 34 000 "Касса" (п.п. 166, 167 Инструкции N 157н).
3. Учитывая тот факт, что оплата банковской картой через POS-терминал и зачисление денежных средств на лицевой счет учреждения осуществляются не в один операционный день, у учреждения возникает необходимость использования "транзитного счета". В качестве такого счета в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, может быть использован счет 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами", который предназначен для учета расчетов с дебиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренных для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов (п. 235 Инструкции N 157н).
Использование же в качестве "транзитного" другого счета, например, аналитического счета 0 201 03 000 "Денежные средства учреждения в пути", по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации нецелесообразно, так как данный счет предназначен для учета средств, переведенных с одного счета учреждения на другой счет при условии перечисления (зачисления) денежных средств не в один операционный день (п. 162 Инструкции N 157н), а в рассматриваемом случае зачисление на лицевой счет учреждения производится со счета сторонней организации - банка.
4. В рассматриваемом случае взимаемое банком комиссионное вознаграждение является платой за оказанные услуги по осуществлению расчетной операции - перевод денежных средств получателю. При этом сумма комиссионного вознаграждения, удержанная банком за проведение банковской операции, не уменьшает сумму полученного учреждением дохода, а является расходом учреждения - оплатой услуг банка.
Поэтому, руководствуясь положениями Инструкции N 174н, в рассматриваемой ситуации учреждению следует отразить в бухгалтерском учете:
- начисление доходов в полной сумме;
- начисление и зачет комиссионного вознаграждения банку*(1).
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете государственного учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 2 210 05 560 Кредит 2 205 31 660
- физическим лицом внесена плата за услуги учреждения с использованием банковской картой через POS-терминал;
2. Дебет 2 205 31 560 Кредит 2 401 10 130
- физическому лицу оказаны услуги, учреждением начислен доход;
3. Дебет 2 201 21 510 Кредит 2 210 05 660
- на основании выписки финансового органа отражено зачисление на лицевой счет сумм оплаты услуг (за вычетом комиссии банка), одновременно отражено увеличение на забалансовом счете 17 (статья 130 КОСГУ);
4. Дебет 2 109 80 226 (2 401 20 226)*(1) Кредит 2 302 26 730
- отражена сумма комиссии, причитающаяся уплате банку согласно договору;
5. Дебет 2 302 26 830 Кредит 2 210 05 660
- зачтено комиссионное вознаграждение банка.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Денежные средства госучреждения на счетах. Счет 201 01;
- Энциклопедия решений. Денежные средства госучреждения в пути. Счет 201 03;
- Энциклопедия решений. Расчеты госучреждения с прочими дебиторами. Счет 210 05.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр
Ответ прошел контроль качества
25 июня 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Расходы по оплате комиссионного вознаграждения, по нашему мнению, обоснованно могут быть отнесены на подстатью 226 КОСГУ.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним