Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

18.07.2013
ВОПРОС:
Возможна ли выплата аванса на проезд к месту проведения отпуска и обратно военнослужащим и лицам, приравненным к ним, по подстатье 212 "Прочие выплаты" КОСГУ, если согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина РФ от 21.12.2012 N 171-н, по данной подстатье производится компенсация расходов по проезду в отпуск?
ОТВЕТ:

В настоящее время порядок применения статей (подстатей) КОСГУ определяется положениями Раздела V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н (далее - Указания N 171н).

В ряде случаев права сотрудников организаций госсектора, в соответствии с положениями действующего законодательства, могут быть реализованы различными способами:

1) путем выплаты компенсации, размер которой рассчитывается исходя из определенной суммы расходов, понесенных сотрудником;

2) в интересах сотрудника могут заключаться договоры на приобретение услуг (работ, товаров).

Так, согласно Указаниям N 171н на подстатью 212 "Прочие выплаты" КОСГУ относят расходы по выплате компенсации (возмещения) расходов по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно военнослужащим и приравненным к ним лицам, членам их семей.

В свою очередь, оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно упоминаемых выше лиц осуществляется за счет подстатьи 222 "Транспортные услуги" КОСГУ.

Применение подстатьи КОСГУ 212 в данном случае будет оправданно, если при заключении договора перевозки пассажира (багажа) или груза военнослужащий выступает не от имени организации госсектора, а от себя лично. При этом размер компенсации (возмещения), положенной ему согласно действующему законодательству, в дальнейшем, при представлении соответствующих оправдательных документов, исчисляется с учетом информации, содержащейся в таких документах.

Если же организацией госсектора в пользу военнослужащего заключается договор перевозки (глава 40 ГК РФ), то может применяться подстатья 222 "Транспортные услуги" КОСГУ.

В ряде случаев ведомственные правовые акты (приказы) предусматривают возможность (необходимость) выдачи аванса на приобретение билетов при убытии военнослужащего в отпуск. Выдача аванса не меняет характер отношений, возникающих в подобных случаях между организацией госсектора и военнослужащим, военнослужащим и транспортной организацией. Дело в том, что даже в случае получения аванса военнослужащий при приобретении проездных документов выступает от собственного имени, а полученные им денежные средства все равно носят характер компенсации.

Действующие в настоящее время нормативные правовые акты не содержат запрета на выдачу авансов за счет подстатьи 212 "Прочие выплаты" КОСГУ. Корреспонденции для отражения операций по выдаче под отчет денежных средств за счет подстатьи КОСГУ 212 предусмотрены, в частности, п.п. 44, 49, 84 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Например, согласно ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). При этом до убытия в командировку работнику должен выдаваться денежный аванс, в том числе на оплату дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) (п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749). Аванс в сумме суточных согласно Указаниям N 171н предоставляется за счет подстатьи КОСГУ 212.

 

Внимание:

Существует мнение, согласно которому компенсация стоимости проезда может оплачиваться за счет подстатьи КОСГУ 212 только в том случае, если аванс не выдавался и сотрудник организации госсектора оплачивал проезд за счет собственных денежных средств. Однако подобная трактовка положений Указаний N 171н в настоящее время не подтверждается какими-либо нормативными правовыми актами или официальными разъяснениями Минфина России. При подобных обстоятельствах рекомендуем применять подобную правовую позицию только в том случае, если она будет подтверждена правовым актом, принятым главным распорядителем бюджетных средств.

В заключение напомним, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Подстатья 212 "Прочие выплаты" КОСГУ;

- Энциклопедия решений. Квалификация расходов в качестве нецелевого использования бюджетных средств.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Пименов Владимир

Ответ прошел контроль качества

1 июля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики