Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

24.07.2013
ВОПРОС:
ЗАО закупает спирт этиловый технический для использования в технических целях (промывка приборов и т.д.). Объем закупок на год составляет 40 дал. Весь объем спирта был приобретен в июне 2013 года, перевозка спирта осуществлялась силами ЗАО.
Нужно ли составлять какую-либо отчетность за первое полугодие 2013 года в связи с перевозкой, приобретением, хранением и отпуском спирта этилового технического? Нужно ли ЗАО иметь лицензии на перевозку и приобретение спирта?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если организация закупает этиловый спирт для использования в целях производства, ремонта, технического обслуживания оборудования, получение лицензии не требуется. Вместе с тем перевозка этилового спирта является лицензируемым видом деятельности.

В случае приобретения этилового спирта на технические цели менее 200 дал в год представление декларации об объемах использования этилового спирта и декларации об объемах закупки этилового спирта не требуется.

Организации следует представить декларацию о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

 

Обоснование вывода:

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая вопросы лицензирования такой деятельности, регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. Следовательно, если организация закупает этиловый спирт для использования в целях производства, ремонта, технического обслуживания оборудования, получения лицензии не требуется.

По нашему мнению, из п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ также следует, что не требуется отдельной лицензии на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляемое не в качестве самостоятельного вида деятельности (смотрите также постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.11.2003 N Ф03-А51/03-2/2589).

Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" статья 18 Закона N 171-ФЗ была дополнена новым лицензируемым видом деятельности - перевозка этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции.

Согласно п. 3 ст. 9 Закона N 171-ФЗ перевозки этилового спирта должны осуществляться организацией, которая имеет соответствующую лицензию (перевозчик), на основании договора перевозки, заключенного между перевозчиком и покупателем указанной продукции. При этом договор поставки, заключенный между поставщиком-продавцом и покупателем указанной продукции, должен предусматривать переход права собственности на указанную продукцию к покупателю с момента ее сдачи перевозчику.

Для нормативно-правового регулирования нового вида деятельности Правительством РФ было издано постановление от 28.06.2012 N 648 "О лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции".

Указанным постановлением утверждено Положение, устанавливающее порядок выдачи лицензий на перевозки этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции, осуществляемые организациями с использованием автомобильного транспорта.

Решение о выдаче лицензии (об отказе в ее выдаче), а также о продлении действия лицензии и ее переоформлении выносится центральным аппаратом Росалкогольрегулирования. Для ее получения в Росалкогольрегулирование необходимо представить заявление с приложением документов, указанных в ст. 19 Закона N 171-ФЗ, а также подтверждающих наличие у организации транспортных средств, технически соответствующих требованиям Положения.

С учетом изложенного полагаем, что перевозка этилового спирта в рассматриваемом случае должна была осуществляться на основании лицензии (либо должен был заключаться соответствующий договор с организацией-перевозчиком).

Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Закона N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила), а также формы соответствующих деклараций.

Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 (далее - Порядок заполнения деклараций).

В соответствии с п. 4.1. Порядка заполнения деклараций организации, закупающие и использующие этиловый спирт на технические или иные цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларацию об объемах использования этилового спирта (декларация N 2), а также, согласно п. 9.1. Порядка заполнения деклараций, декларацию об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация N 7).

Соответственно, в случае приобретения и использования этилового спирта на технические цели в год менее 200 дал представления указанных деклараций не требуется (смотрите также письмо Минфина России от 31.03.2006 N 03-01-14/2-118).

Согласно п. 11.1. Порядка заполнения деклараций организациями, осуществляющими перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, заполняется декларация N 9 о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

Принимая во внимание указанную норму, полагаем, что организации, осуществляющей перевозку этилового спирта, следует представлять декларацию о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции (декларация N 9).

Согласно п. 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Шпилевая Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Золотых Максим

4 июля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики