Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
25.07.2013
- В 2013 году заказчик объявил конкурс, руководствуясь Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ (далее - Закон N 94-ФЗ), услуги будут оказываться в 2014 году. В конце декабря заказчик подведет его итоги; договор будет заключен уже в январе 2014 года - после вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Допустим, один участник был допущен к участию в конкурсе. В соответствии с Законом N 94-ФЗ заказчик обязан заключить договор с единственным участником, а в соответствии с п. 25 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик должен согласовать с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере закупок, возможность заключения договора с единственным поставщиком.
Должен ли будет заказчик в январе 2014 года согласовать с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере закупок, возможность заключения договора с единственным поставщиком?
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) этот Закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу этого закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено его ст. 112. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу.
Это соответствует положениям ст. 4 ГК РФ, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (п. 2 ст. 4 ГК РФ).
Соответственно, поскольку согласно ч. 12 ст. 25 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) заказчик обязан в течение 3 рабочих дней со дня рассмотрения заявки на участие в конкурсе передать участнику размещения заказа, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, проект контракта, в описанной ситуации следует исходить из того, что обязанности заказчика и участника по заключению контракта возникли до вступления в силу Закона N 44-ФЗ, контракт должен заключаться по правилам, установленным Законом N 94-ФЗ.
Более того, возможно, что контролирующие органы будут исходить из расширительного толкования ст. 4 ГК РФ и ч. 1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, согласно которому в случае, если процедура размещения заказа была объявлена до вступления в силу нового закона, она целиком должна протекать в соответствии с нормами, действовавшими на момент размещения извещения о начале соответствующей процедуры. Такая возможность вытекает из ранее дававшихся разъяснений, данных в связи со вступлением в действие Закона N 94-ФЗ в письме Минэкономразвития РФ от 05.09.2005 N 13785-АШ/Д07, при том, что норма, аналогичная ч. 1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, была внесена в ст. 64 Закона N 94-ФЗ только 31 декабря 2005 года Федеральным законом от 31.12.2005 N 207-ФЗ. Аналогичный подход был применен ФАС России при исключении из числа способов обеспечения контракта поручительства (http://fas.gov.ru/clarifications/clarifications_30385.html). Данная точка зрения может быть обоснована тем, что извещение о торгах само по себе является односторонней сделкой, при совершении которой организатор обязывается провести соответствующую процедуру, определить победителя - или иное лицо - и заключить с ним договор по определенным на момент размещения извещения правилам. Эта точка зрения не отражена в законодательстве, но присутствует в научной литературе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
11 июля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним