Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
29.07.2013
- Муниципальное унитарное предприятие имеет два здания, ранее внесенных в качестве вклада в уставный фонд. Здания пришли в негодность и представляют угрозу жизни. Решено снести эти здания.
Нужно ли в случае сноса зданий менять уставный капитал предприятия?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ликвидация (снос) зданий, ранее внесенных в качестве вклада в уставный фонд, не влечет изменений в уставном фонде предприятия.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) уставным фондом муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.
Уставный фонд муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Итак, уставный фонд МУПа может формироваться за счет недвижимого имущества.
В данном случае уставный фонд считается сформированным с момента передачи в установленном порядке муниципальному предприятию имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме (п. 2 ст. 13 Закона N 161-ФЗ).
Переданное имущество организация принимает на учет. Если имущество соответствует требованиям п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", то организация принимает его к бухгалтерскому учету в качестве основного средства.
Бухгалтерский учет основных средств ведется в соответствии с ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).
Согласно п. 9 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Согласно п. 28 Методических указаний поступление основного средства в качестве вклада в уставный капитал организации отражается в бухгалтерском учете следующим образом:
Дебет 75, субсчет "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" Кредит 80
- отражена задолженность по вкладу в уставный фонд предприятия;
Дебет 08 Кредит 75, субсчет "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал"
- отражены вложения во внеоборотные активы;
Дебет 01 (03) Кредит 08
- актив принят к учету в качестве основного средства.
Таким образом, после принятия к учету зданий в качестве основных средств они числятся в активе баланса, а уставный фонд отражается в пассиве баланса.
В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Причиной выбытия объекта основных средств может быть, в частности, прекращение использования вследствие морального или физического износа.
Заметим, муниципальное предприятие не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника имущества (п. 2 ст. 18 Закона N 161-ФЗ). То есть снос зданий необходимо согласовать с собственником имущества.
Операции выбытия каждого здания, имеющего остаточную стоимость, организация отразит в бухгалтерском учете следующими записями:
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01, субсчет "Основные средства в эксплуатации"
- списана первоначальная стоимость основного средства;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"
- списана сумма амортизации, начисленная до момента ликвидации (сноса) здания;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"
- списана остаточная стоимость ликвидируемого здания.
Таким образом, само по себе выбытие основного средства, не приводит к изменениям в уставном фонде предприятия.
Уменьшение или увеличение уставного фонда осуществляется либо по решению собственника, либо в силу требований закона (ст.ст. 14, 15 Закона N 161-ФЗ).
Обращаем внимание, размер уставного фонда муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия (п. 3 ст. 14 Закона N 161-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона N 161-ФЗ в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном Законом N 161-ФЗ порядке.
Кроме того, в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного Законом N 161-ФЗ на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия. А размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.
Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время приказом Минфина России и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29.01.2003 N 10н, 03-6/пз утвержден Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ. Полагаем, что оценку стоимости чистых активов МУП может производить в таком же порядке.
Под стоимостью чистых активов понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов предприятия суммы пассивов, принимаемых к расчету (обязательств, задолженностей). Так, в сумме активов должна быть остаточная стоимость основных средств наряду с остальными активами. Следовательно, при ликвидации основных средств, имеющих остаточную стоимость, изменяется (уменьшается) стоимость чистых активов предприятия, которые необходимо контролировать и сравнивать с размером уставного фонда предприятия. Если после сноса зданий стоимость чистых активов МУП по окончании финансового года не окажется меньше размера уставного фонда, то нет необходимости принимать решение об уменьшении размера уставного фонда. Следовательно, никаких изменений по счету 80 "Уставный капитал" вносить не нужно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП, профессиональный бухгалтер Федорова Лилия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
11 июля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним