Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
01.08.2013
- Организация является государственным бюджетным медицинским учреждением.
Можно ли без запроса котировок заключать договоры гражданско-правового характера с физическими лицами (5 человек) на выполнение ремонтных работ, если плата составляет от 40 000 руб. на человека?
Если нет, то можно ли без запроса котировок заключить трудовые договоры?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заключение пяти гражданско-правовых договоров с определенными заранее физическими лицами одновременно на общую сумму 200 тысяч рублей будет являться нарушением закона.
Заключение бюджетным учреждением трудовых договоров законодательством о размещении заказов не регулируется.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) этот Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений.
Под размещением заказов понимаются действия заказчиков по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях заключения с ними контрактов, в том числе гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений (ст. 5 Закона N 94-ФЗ).
При этом в силу ст. 3 Закона N 94-ФЗ нуждами бюджетных учреждений признаются их потребности в товарах, работах, услугах, независимо от источников их финансового обеспечения, а установленный Законом N 94-ФЗ порядок в силу ч. 2 ст. 1 этого Закона применяется во всех случаях размещения заказа, кроме размещения заказа на услуги международных финансовых организаций, указанных в перечне, утвержденном Правительством РФ.
Таким образом, бюджетные учреждения обязаны заключать любые гражданско-правовые договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для любых своих потребностей только по итогам размещения заказа, проводимого в соответствии с Законом N 94-ФЗ.
Соответственно, и в описанной ситуации гражданско-правовые договоры должны заключаться с учетом положений Закона N 94-ФЗ.
Из сказанного также следует, что на трудовые отношения Закон N 94-ФЗ не распространяется, то есть заключение трудовых договоров этим Законом не регулируется*(1).
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 10 Закона N 94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных самим этим Законом. Иными способами являются запрос котировок и размещение заказа у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика (далее - контрагент).
Участником размещения заказа согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо. Однако при проведении торгов и запросов котировок победителем или иным лицом, с которым заключается контракт, может стать любой участник, а не только определенное физическое лицо.
Исчерпывающий (как следует из сказанного выше) перечень случаев размещения заказа дан в ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ. Размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без дополнительных к тому оснований ограничивается также суммой размещения заказа: не более предельного размера расчетов наличными денежными средствами по одной сделке (100 тысяч рублей - указание ЦБР от 20.06.2007 N 1843-У) для разового размещения и той же суммой заказа одноименных товаров, работ, услуг в течение одного квартала (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ). Большая сумма (400 тысяч рублей) установлена п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ только для перечисленных в ней категорий заказчиков, среди которых государственные бюджетные медицинские учреждения не фигурируют.
Для понимания характера установленных ограничений необходимо учесть, что согласно ст. 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказа понимаются действия заказчиков, направленные на определение контрагентов для заключения с ними контрактов (договоров), а в силу ч. 4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ заказ признается размещенным со дня заключения контракта. Отсюда следует, что когда в Законе N 94-ФЗ говорится о размещении заказа, всегда подразумевается заключение контракта (договора); размещение заказа относится к тому периоду, в котором заключен соответствующий контракт (договор) (смотрите также письмо Минэкономразвития и торговли РФ от 18.01.2008 N Д04-106).
Специальных оснований для размещения у единственного контрагента заказа на выполнение ремонтных работ ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ не предусмотрено.
Соответственно, заключение пяти гражданско-правовых договоров с определенными физическими лицами как с единственными контрагентами одновременно на общую сумму 200 тысяч рублей (40 тысяч х 5) будет являться нарушением закона.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
17 июля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Обращаем внимание, что термин "заработная плата" не применяется в гражданско-правовых отношениях, получение заработной платы, а не вознаграждения за исполнение договора, является одним из отличий трудовых договоров от гражданско-правовых.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним