Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

01.08.2013
ВОПРОС:
Организация является государственным бюджетным медицинским учреждением. Можно ли без запроса котировок заключать договоры гражданско-правового характера с физическими лицами (5 человек) на выполнение ремонтных работ, если плата составляет от 40 000 руб. на человека?
Если нет, то можно ли без запроса котировок заключить трудовые договоры?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Заключение пяти гражданско-правовых договоров с определенными заранее физическими лицами одновременно на общую сумму 200 тысяч рублей будет являться нарушением закона.

Заключение бюджетным учреждением трудовых договоров законодательством о размещении заказов не регулируется.

 

Обоснование вывода:

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) этот Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений.

Под размещением заказов понимаются действия заказчиков по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях заключения с ними контрактов, в том числе гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений (ст. 5 Закона N 94-ФЗ).

При этом в силу ст. 3 Закона N 94-ФЗ нуждами бюджетных учреждений признаются их потребности в товарах, работах, услугах, независимо от источников их финансового обеспечения, а установленный Законом N 94-ФЗ порядок в силу ч. 2 ст. 1 этого Закона применяется во всех случаях размещения заказа, кроме размещения заказа на услуги международных финансовых организаций, указанных в перечне, утвержденном Правительством РФ.

Таким образом, бюджетные учреждения обязаны заключать любые гражданско-правовые договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для любых своих потребностей только по итогам размещения заказа, проводимого в соответствии с Законом N 94-ФЗ.

Соответственно, и в описанной ситуации гражданско-правовые договоры должны заключаться с учетом положений Закона N 94-ФЗ.

Из сказанного также следует, что на трудовые отношения Закон N 94-ФЗ не распространяется, то есть заключение трудовых договоров этим Законом не регулируется*(1).

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 10 Закона N 94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных самим этим Законом. Иными способами являются запрос котировок и размещение заказа у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика (далее - контрагент).

Участником размещения заказа согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо. Однако при проведении торгов и запросов котировок победителем или иным лицом, с которым заключается контракт, может стать любой участник, а не только определенное физическое лицо.

Исчерпывающий (как следует из сказанного выше) перечень случаев размещения заказа дан в ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ. Размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без дополнительных к тому оснований ограничивается также суммой размещения заказа: не более предельного размера расчетов наличными денежными средствами по одной сделке (100 тысяч рублей - указание ЦБР от 20.06.2007 N 1843-У) для разового размещения и той же суммой заказа одноименных товаров, работ, услуг в течение одного квартала (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ). Большая сумма (400 тысяч рублей) установлена п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ только для перечисленных в ней категорий заказчиков, среди которых государственные бюджетные медицинские учреждения не фигурируют.

Для понимания характера установленных ограничений необходимо учесть, что согласно ст. 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказа понимаются действия заказчиков, направленные на определение контрагентов для заключения с ними контрактов (договоров), а в силу ч. 4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ заказ признается размещенным со дня заключения контракта. Отсюда следует, что когда в Законе N 94-ФЗ говорится о размещении заказа, всегда подразумевается заключение контракта (договора); размещение заказа относится к тому периоду, в котором заключен соответствующий контракт (договор) (смотрите также письмо Минэкономразвития и торговли РФ от 18.01.2008 N Д04-106).

Специальных оснований для размещения у единственного контрагента заказа на выполнение ремонтных работ ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ не предусмотрено.

Соответственно, заключение пяти гражданско-правовых договоров с определенными физическими лицами как с единственными контрагентами одновременно на общую сумму 200 тысяч рублей (40 тысяч х 5) будет являться нарушением закона.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

17 июля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Обращаем внимание, что термин "заработная плата" не применяется в гражданско-правовых отношениях, получение заработной платы, а не вознаграждения за исполнение договора, является одним из отличий трудовых договоров от гражданско-правовых.

Все консультации данной рубрики