Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

06.08.2013
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение через агентство приобретает авиабилеты для сотрудников, направляемых в служебные командировки. Билеты оформляются в электронном виде и учитываются в учреждении в качестве денежных документов. В связи с болезнью сотрудника издан приказ об отмене командировки. Агентство отказало учреждению в возврате проездного документа, о чем представило учреждению письмо, что приобретенный билет является невозвратным. Учреждением принято решение о списании с учета авиабилета.
Как документально следует оформить списание денежного документа (авиабилета) и какой бухгалтерской операцией это отразить в учете?
ОТВЕТ:

Одной из важных гарантий прав пассажира является возможность его отказа от поездки, то есть отказа от исполнения заключенного договора. Пассажир, купивший билет, вправе в любое время по своему усмотрению отказаться от договора перевозки пассажира, что равносильно одностороннему расторжению договора. Действующим законодательством определены правовые последствия такого одностороннего прекращения обязательств по договору перевозки пассажира.

Прекращение действия договора воздушной перевозки пассажира по инициативе пассажира воздушного судна предусмотрено ст. 108 Воздушного Кодекса РФ. Согласно указанной статье пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.

При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку. Аналогичные положения закреплены в п. 236 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее - Федеральные авиационные правила).

Порядок расчета суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки, а также порядок взимания сбора за отказ пассажира от полета установлены, соответственно, в разделах XIII, XIV Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155.

Уплаченные при покупке авиабилетов комиссионные и другие (кроме страхового) сборы пассажиру не возвращаются. Необходимым условием возврата внесенной пассажиром провозной платы (стоимости билета) при отказе последнего от договора перевозки пассажира является возврат неиспользованного проездного документа (билета).

Таким образом, действующим законодательством, регулирующим воздушные перевозки, установлено только взимание сбора в размере не более 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку, при отказе пассажира воздушного судна от полета менее чем за 24 часа до отправки. В случае возврата авиабилетов более чем за 24 часа до отправки воздушного судна пассажир вправе получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. Никаких штрафных санкций за отказ от полета по инициативе пассажира законодательством не предусмотрено.

Если условия, указанные во внутренних правилах перевозчика, не соответствуют общим правилам воздушных перевозок (например, в случае отказа от полета менее чем за 24 часа денежные средства не возвращаются), это противоречит общим правилам, установленным ст. 108 Воздушного кодекса РФ.

Однако на практике авиакомпании, нарушая нормы законодательства, взимают штрафы за возврат билетов независимо от даты возврата. Так, например, Татарской транспортной прокуратурой направлен протест на отмену незаконных приказов генерального директора авиакомпании "Татарстан" о взыскании штрафов во всех случаях возврата билетов пассажирами независимо от времени их возврата.

Прокуратура установила, что действия авиакомпании являются нарушением положений ст. 108 Воздушного кодекса РФ и п. 236 главы 23 Федеральных авиационных правил (данная информация размещена на официальном портале мэрии Казани по адресу: http://www.kzn.ru/page263.htm/show/8315).

Кроме того, на сайте http://www.travel.ru/news/2009/04/01/168453.html была опубликована информация, что авиакомпания "Сибирь" (S7 Airlines) отменила огромные штрафы за возврат недорогих билетов, просуществовавшие полтора года вопреки Федеральным авиационным правилам.

В случае незаконного взимания авиакомпанией штрафа за отказ пассажира от полета учреждение вправе отказаться от его уплаты. В то же время руководителем учреждения может быть принято решение об уплате такого штрафа.

С учетом изложенного в ситуациях, подобным рассматриваемой, учреждениям следует предпринять действия по возврату авиакомпании или агентству (в зависимости от условий заключенного договора) авиабилетов, в учете при этом отражается именно возврат авиабилета, а также понесенные расходы, связанные с его возвратом: сбор за возврат документа, штраф авиакомпании (агентства) за отказ пассажира от полета.

Для этого проездной документ может выдаться из фондовой кассы ответственному лицу для осуществления его возврата, который производит следующие действия:

- сдает наличные денежные средства, полученные за возвращенные авиабилеты, в кассу учреждения;

- представляет авансовый отчет на сумму произведенных расходов по оплате сбора за возврат авиабилета, штрафа за отказ пассажира от полета.

В рассматриваемой ситуации учреждению от агентства представлено письмо с информацией, что билет является невозвратным, т.е., по сути, при возврате билета учреждению выставляется штраф в размере стоимости приобретенного авиабилета. Соответственно, в учете описанную ситуацию следует отразить по аналогии с возвратом авиабилета.

В учете при этом в соответствии с положениями Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, могут быть оформлены следующие бухгалтерские записи.

1. Дебет 0 208 22 560 Кредит 0 201 35 610

- выданы под отчет ответственному лицу авиабилеты для осуществления их возврата;

2. Дебет 0 109 00 290, 0 401 20 290 Кредит 0 208 91 660

- приняты расходы по авансовому отчету в размере удержанной суммы при возврате авиабилета на основании документов, подтверждающих удержание сбора, штрафа;

3. Дебет 0 201 34 510 Кредит 0 208 22 660

- сданы в кассу наличные денежные средства за возвращенный авиабилет;

4. Дебет 0 208 91 560 Кредит 0 201 34 610

- компенсированы расходы подотчетного лица по уплате штрафа за возврат авиабилета.

Обратите внимание, что в данной ситуации, во избежание возникновения претензий со стороны контролирующих органов, мы все-таки рекомендуем оформить возврат авиабилета в соответствии с требованиями действующего законодательства и вместо предоставленного письма получить от контрагента документы об удержании сбора (штрафа).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться с материалом:

- Энциклопедия решений. Учет авиабилетов в госучреждении.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества

18 июля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики