Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

12.08.2013
ВОПРОС:
Организация сначала осуществила расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний (приобрела средства индивидуальной защиты и спецодежду), а затем получила соответствующее разрешение ФСС РФ.
Каков порядок налогового учета в части налога на прибыль поступающих от ФСС РФ средств на возмещение данных затрат?
ОТВЕТ:

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан осуществлять мероприятия по охране труда работников.

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает проведение мероприятий, предупреждающих наступление страховых случаев на производстве и развитие профессиональных заболеваний работников предприятия (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

Часть расходов на проведение подобных мероприятий может быть осуществлена за счет страховых взносов "на травматизм", подлежащих уплате в ФСС (п. 5 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 03.12.2012 N 219-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов").

Ежегодно Минтруда РФ разрабатывает меры финансового обеспечения мероприятий по охране труда. Так, Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в 2013 году, утверждены приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила N 580н).

Согласно п. 2 Правил N 580н размер средств, направляемых на финансирование предупредительных мер по охране труда за счет страховых взносов "на травматизм", не может превышать 20% суммы взносов, начисленной работодателем за 2012 год и уменьшенной на сумму выплаченного работникам страхового обеспечения от несчастных случаев на производстве и в связи с профессиональным заболеванием.

В соответствии с п. 3 Правил N 580н финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат в том числе расходы страхователя на приобретение средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Как следует из п. 2 Правил N 580н, организация может нести расходы, в том числе связанные с приобретением средств индивидуальной защиты, за счет собственных средств.

Затем согласно п. 4 Правил N 580н организация для получения финансового обеспечения предупредительных мер вправе обратиться с заявлением в территориальное отделение ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа 2013 года.

К заявлению прилагаются документы, перечень которых указан в этом пункте.

В частности, согласно пп. "г" п. 4 Правил N 580н в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных пп. "г" п. 3 Правил N 580н (приобретение спецодежды):

- перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества и стоимости приобретаемых СИЗ;

- перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, со ссылкой на соответствующий протокол оценки обеспеченности СИЗ, с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ, а также количества и стоимости приобретаемых СИЗ;

- копии протоколов оценки обеспеченности работников СИЗ, оформленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;

- копии сертификатов (деклараций) соответствия для СИЗ, подлежащих обязательной сертификации (декларированию).

Территориальный орган ФСС РФ принимает решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в порядке, установленном п. 7 Правил N 580н.

Страхователь (организация) ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие произведенные расходы (п. 11 N 580н).

Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п. 13 Правил N 580н). Страховщик осуществляет контроль за полнотой и целевым использованием сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер страхователем в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер (п. 14 Правил N 580н).

Таким образом, средства, направляемые ФСС РФ на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, имеют целевой характер, т.е. являются целевым финансированием.

 

Бухгалтерский учет

 

Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (абз. 2, 3 ст. 10, ст. 13 Бюджетного кодекса РФ), поэтому целевое финансирование в форме уменьшения обязательств по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в бухучете нужно отразить как государственную помощь (п.п. 1, 4 и 15 ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи").

Из этого следует, что на дату вынесения ФСС РФ решения о соответствующем финансировании в учете организации производится запись по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование" (п.п. 5, 7 ПБУ 13/2000).

Нужно иметь в виду, что порядок отражения в бухучете целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма за счет средств ФСС РФ зависит от того, когда были произведены эти расходы: до получения разрешения фонда или после.

Если получение разрешения ФСС РФ на целевое финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма предшествовало осуществлению расходов, операция будет отражена проводками:

Дебет 76 Кредит 86

- получено разрешение на финансирование предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Пунктом 7 ПБУ 13/2000 определено, что по мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений.

Поскольку в рассматриваемом случае средства не поступают на счет организации, а засчитываются в счет расчетов с фондом по взносам на страхование от несчастных случаев и производственных заболеваний, уменьшение задолженности по уплате взносов на расходы по проведению предупредительных мер по сокращению травматизма отражается проводкой:

Дебет 69, субсчет "Расчеты с ФСС РФ по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний" Кредит 76

- уменьшена задолженность перед ФСС РФ по взносам на сумму произведенных расходов.

В соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000 списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе. Сумму бюджетных средств на финансирование текущих расходов списывают в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.

При принятии к учету материально-производственных запасов (например при приобретении средств индивидуальной защиты), осуществлении других расходов средства нужно списать со счета целевого финансирования и учесть как доходы будущих периодов:

Дебет 10-10, субсчет "Специальная оснастка и специальная одежда на складе" Кредит 60

- приобретены СИЗ;

Дебет 86 Кредит 98-2

- отражены в составе доходов будущих периодов средства, направленные на финансирование предупредительных мер.

В соответствии с п. 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (далее - Методические указания), утвержденных приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н, приобретенная специальная одежда должна учитываться до передачи в эксплуатацию в составе ее оборотных активов на отдельном субсчете 10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе". Выдача специальной одежды работникам отражается в бухгалтерском учете с использованием специального субсчета 10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" (п. 20 Методических указаний).

При этом стоимость специальной одежды со сроком полезного использования более 12 месяцев, вне зависимости от стоимости, погашается линейным способом исходя из сроков ее полезного использования, предусмотренных в Типовых отраслевых нормах (п. 26 Методических указаний). Однако, если срок эксплуатации специальной одежды не превышает 12 месяцев, то одежду возможно списать единовременно (п. 21 Методических указаний).

По мере передачи сотрудникам средств индивидуальной защиты, проведения других мероприятий, суммы целевого финансирования списываются со счета доходов будущих периодов на прочие доходы:

Дебет 10-11, субсчет "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" Кредит 10-10, субсчет "Специальная оснастка и специальная одежда на складе"

- выдана спецодежда работникам;

Дебет 20 (23, 25 ...) Кредит 10-11, субсчет "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации"

- списана единовременно стоимость спецодежды (списана линейным способом на расходы часть стоимости спецодежды (ежемесячно));

Дебет 98-2 Кредит 91-1

- признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.

В случае, если организация сначала осуществила расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний, а затем было получено разрешение ФСС РФ, нужно руководствоваться следующим.

При приобретении СИЗ и списании их (передаче работникам) организация делает проводки:

Дебет 10-10, субсчет "Специальная оснастка и специальная одежда на складе" Кредит 60

- приобретены СИЗ;

Дебет 10-11, субсчет "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" Кредит 10-10, субсчет "Специальная оснастка и специальная одежда на складе"

- выдана спецодежда работникам;

Дебет 20 (23, 25 ...) Кредит 10-11, субсчет "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации"

- списана единовременно стоимость спецодежды (списана линейным способом на расходы часть стоимости спецодежды (ежемесячно)).

Согласно п. 10 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы (т.е. без их отражения в качестве средств целевого финансирования).

В этом случае при получении разрешения ФСС РФ на целевое финансирование нужно отразить увеличение прочих доходов:

Дебет 76 Кредит 91-1

- признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.

Одновременно на сумму расходов, уменьшающую задолженность перед ФСС РФ по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, выполняется проводка:

Дебет 69 субсчет "Расчеты с ФСС РФ по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний" Кредит 76

- уменьшена задолженность перед ФСС РФ по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму произведенных расходов.

Поскольку на момент принятия решения об отражении расходов организация не располагала информацией о том, будет ли осуществляться финансирование предупредительных мер за счет средств ФСС РФ и в какой сумме, признание расходов не является ошибкой, подлежащей исправлению (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010), утвержденного Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н).

 

Налог на прибыль организаций

 

При расчете налога на прибыль организация включает в состав доходов доходы от реализации и внереализационные доходы (ст. 248 НК РФ). Доходы, не учитываемые для налогообложения, приведены в ст. 251 НК РФ, которая не содержит исключений в виде компенсаций предупредительных мероприятий за счет средств ФСС РФ.

Таким образом, формально суммы компенсации должны учитываться в составе внереализационных доходов, поскольку перечень внереализационных доходов является открытым.

Однако следует отметить, что согласно ст. 41 НК РФ доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. При получении компенсации расходов экономическую выгоду организация не получает (значит, в составе доходов суммы произведенных расходов, зачтенные в счет уплаты взносов, не учитывает). Если следовать этой позиции, то в таком случае и расходы, произведенные организацией за счет финансирования из ФСС РФ, не должны учитываться при налогообложении прибыли.

Тогда, в целях налогообложения прибыли:

- расходы в виде начисленных страховых взносов на обязательное страхование от НС и ПЗ, учитываются в полном объеме в порядке, установленном главой 25 НК РФ;

- расходы, компенсируемые впоследствии в порядке, установленном Правилами N 580н, в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ, для целей налогообложения прибыли не учитываются;

- средства, израсходованные на проведение мероприятий, указанных в Правилах N 580н, за счет средств ФСС РФ, учитывая положения ст.ст. 41 и 248 НК РФ, в состав доходов в целях налогообложения прибыли не включаются.

Такие разъяснения в отношении расходов, осуществляемых за счет ФСС РФ, приведены в письмах Минфина России от 15.02.2011 N 03-03-06/2/33, от 24.09.2010 N 03-03-06/1/615, от 14.08.2007 N 03-03-06/1/568. В качестве примера судебной практики можно привести постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 N Ф04-569/13 по делу N А27-9150/2012.

Из этого следует, что, если организация до получения целевого финансирования учла при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на предупредительные меры по сокращению травматизма и профзаболеваний, после выделения средств ФСС РФ следует восстановить ранее признанные расходы, подать уточненные декларации за соответствующие периоды и уплатить недоимку по налогу на прибыль и соответствующие пени.

Есть мнение, что скорректировать налоговую базу нужно в том периоде, в котором организация получила от ФСС РФ разрешение на финансирование. Также специалисты считают возможным после принятия ФСС РФ решения о финансировании предупредительных мер за счет взносов социального страхования от НС и ПЗ, согласованную с ФСС РФ сумму учесть в составе внереализационных доходов. По нашему мнению, учитывая отсутствие комментариев финансового и налогового ведомств по этому вопросу, такая позиция может создавать налоговые риски.


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Шишкина Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

24 июля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики