Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

16.08.2011
ВОПРОС:
Организацией (заказчик) был заключен договор на капитальный ремонт оборудования. По условиям договора ремонт производится с использованием материалов (деталей, запчастей) исполнителя, замененные детали возвращаются заказчику. По результатам оформляются акт выполненных работ и накладная на отремонтированное оборудование. Какими первичными учетными документами оформляется возврат замененных в ходе ремонта деталей?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Возврат демонтированных при ремонте основных средств деталей (запасных частей) может быть оформлен подрядчиком накладной на отпуск материалов на сторону (типовая межотраслевая форма N М-15). Заказчиком при их оприходовании составляется приходный ордер (типовая межотраслевая форма N М-4) либо на накладной подрядчика проставляется специальный штамп, содержащий реквизиты приходного ордера.

Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.

Обоснование вывода:

При ремонте основных средств силами сторонних организаций, как правило, заключается договор подряда на проведение ремонтных работ.

В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно п. 1 ст. 704 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.

Детали, демонтированные в ходе ремонта оборудования, принадлежат заказчику, поэтому при замене их на новые подлежат возврату заказчику, если иное не установлено договором. В рассматриваемом случае обязанность исполнителя возвратить замененные при ремонте оборудования детали (запасные части) закреплена договором.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

При этом первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, и личные подписи указанных лиц (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Порядок организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов регламентируется ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания).

На основе Методических указаний организация, исходя из специфики своей деятельности, разрабатывает внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета и контроля за использованием материально-производственных запасов, в частности, формы первичных документов по приему, отпуску (расходованию) и перемещению материально-производственных запасов и порядок их оформления (составления), а также правила документооборота (п. 3 Методических указаний).

Какой-либо специальной унифицированной формы для передачи подрядчиком демонтированных при ремонте основных средств деталей (запасных частей) в случае, когда ремонт производится сторонней организацией, не предусмотрено. Поэтому, на наш взгляд, в рассматриваемом случае подрядчик может использовать типовую межотраслевую форму N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону", утвержденную постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а.

Согласно указаниям по применению накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15) применяется для учета отпуска материальных ценностей как хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, так и сторонним организациям на основании договоров и других документов.

В общем случае накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и при предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй - получателю материалов.

Поскольку демонтированные при ремонте оборудования детали (запасные части) являются собственностью организации-заказчика, на склад подрядчика они не передаются. Однако накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15) в рассматриваемом случае также может быть выписана в двух экземплярах, один из которых остается у подрядчика, а второй передается заказчику. При этом в графе "Основание" следует сделать соответствующую запись о возврате замененных (демонтированных) в ходе ремонта деталей со ссылкой на договор.

Организация-заказчик приемку и оприходование поступающих материалов оформляет, как правило, составляя приходный ордер типовой межотраслевой формы N М-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а (п. 49 Методических указаний).

Согласно указаниям по применению приходный ордер (форма N М-4) применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер составляется материально ответственным лицом в одном экземпляре в день поступления ценностей на склад и выписывается на фактически принятое количество ценностей.

Пунктом 49 Методических указаний предусмотрена упрощенная процедура документального оформления поступивших материалов путем проставления на документе поставщика (счете, накладной и т.д.) специального штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. При этом порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации (смотрите письмо Минфина России от 29.10.2002 N 16-00-14/414).

Обращаем внимание, что в соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20, при необходимости организация может вносить в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций) дополнительные реквизиты с учетом специфики своей деятельности и особенностей заключенных договоров. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации должны оставаться без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных неиспользуемых реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Все вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.

К сведению:

Напомним, что для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации применяется унифицированная форма N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств", утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7.

В соответствии с Указаниями по применению форма N ОС-3 подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма N ОС-6).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Объедкова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Все консультации данной рубрики