Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
20.08.2013
- В медицинском учреждении планируется в случаях применения дисциплинарных взысканий за неисполнение распоряжений руководителя установить в отношении провинившихся работников режим дополнительной проверки знаний нормативных актов, используемых в работе учреждения на локальном уровне (например правил пожарной безопасности).
Не будет ли это противоречить законодательству? Нужно ли данное правило согласовывать с профсоюзом?
В соответствии с частью первой ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей.
В свою очередь, работник, в соответствии с частью второй ст. 21 ТК РФ, обязан:
- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- соблюдать трудовую дисциплину.
Кроме того, в силу ст. 8, части 7 ст. 12 ТК РФ работодатель вправе самостоятельно принимать локальные нормативные акты, обязательные для работников данного работодателя.
В то же время необходимо отметить, что в рассматриваемом случае работодатель фактически хочет некоторым образом (посредством издания приказа, создания соответствующего локального нормативного акта или внесения изменений в правила внутреннего трудового распорядка) возложить на работников дополнительную обязанность - прохождение проверки знаний.
В этом случае необходимо иметь в виду, что законом напрямую запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 60 ТК РФ). Однако, как следует из судебной практики, работодатель может возложить на работника отдельные обязанности, прямо не указанные в трудовом договоре или должностной инструкции работника, если они соответствуют характеру работы, поручаемой работнику в соответствии с трудовым договором (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Тамбовского областного суда от 11.07.2012 по делу N 33-1536). В то же время в том случае, если суд примет решение о несоответствии таких обязанностей трудовой функции работника по трудовому договору, их возложение на работника без его согласия также будет признано неправомерным (определение Верховного суда Республики Коми от 14.06.2012 N 33-2195АП/2012).
Таким образом, необходимо заключить, что сделать вывод о том, насколько правомерно возложение на работников тех или иных обязанностей (в частности обязанности по прохождению проверки знаний) в каждом конкретном случае может только суд исходя из фактических обстоятельств дела.
Однако следует учитывать, что по результатам такой проверки работодатель в любом случае не сможет принимать организационных решений, связанных с несоответствием работника занимаемой должности. В противном случае речь будет идти уже об аттестации работника, порядок проведения которой устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников (часть вторая ст. 81 ТК РФ).*(1)
Вместе с тем отметим, что в соответствии со ст. 212 и 225 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда. По итогам обучения работников и в период их работы работодатель должен проводить проверку знаний требований по охране труда. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 (далее - Порядок).
Правила проверки знаний требований охраны труда, в том числе сроки проведения таких проверок, установлены разделом III Порядка. Случаи, при которых проводится внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки, установлены п. 3.3 Порядка. Одним из таких случаев является выявление неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда.
Следовательно, работодатель вправе при неоднократном (более одного раза) нарушении работником организации требований нормативных правовых актов по охране труда провести внеочередную проверку его соответствующих знаний, а в случае непрохождения такой проверки обязан не допустить работника к работе (абзац восьмой части 2 ст. 212 ТК РФ).
Отметим, что объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяются стороной, инициирующей ее проведение (абзац восьмой п. 3.3 Порядка).
Таким образом, трудовое законодательство обязывает работодателя провести внеочередную проверку знаний по охране труда в случае неоднократного нарушения работником требований нормативных правовых актов по охране труда вне зависимости от того, привлекался ли работник в связи с этим к дисциплинарной ответственности.
Состав комиссии, создаваемой работодателем для этих целей, определяется в соответствии с п. 3.4 Порядка. В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел
2 августа 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Порядок и сроки проведения аттестации для медицинских работников с 4 августа 2013 г. будут определяться в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.04.2013 N 240н "О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории" (вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования). Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 24.07.2013 N 160. В настоящее время порядок и сроки проведения аттестации медицинских работников определяются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25.07.2011 N 808н.
В отношении работников, не относящихся к тем категориям работников, порядок прохождения аттестации которых установлен специальным нормативным правовых актом, соответствующий порядок работодатель вправе установить самостоятельно локальными нормативными актами организации. В качестве образца организация может использовать, например, Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ, утвержденное указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110, либо Приложение 4 Рекомендаций Минтруда РФ по разработке внутрипроизводственных тарифных условий оплаты труда работников предприятий (в части, не противоречащей ТК РФ, так как этот документ был издан еще до вступления в силу ТК РФ).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним