Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

20.08.2013
ВОПРОС:
Средства межбюджетного трансферта были направлены из местного бюджета бюджетному учреждению в виде целевой субсидии.
Правомерно ли руководствоваться частью 6 ст. 24 Федерального закона РФ от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов" при возврате остатков федеральных средств бюджетным учреждением, не являющимся главным администратором доходов?
ОТВЕТ:

Положениями ч. 6 ст. 24 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон N 216-ФЗ) определено, что не использованные по состоянию на 1 января 2013 года остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение первых 15 рабочих дней 2013 года.

Напомним, что в соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты являются средствами, предоставляемыми одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Бюджетные учреждения в данные межбюджетные отношения и в бюджетный процесс не вовлечены.

То есть речь о возврате межбюджетного трансферта в предусмотренный Законом N 216-ФЗ срок (первые 15 рабочих дней) может идти только в случае образования соответствующих остатков на счетах (лицевых счетах) участников бюджетного процесса (финансового органа, получателей бюджетных средств).

В рассматриваемом же случае мы имеем иную ситуацию: средства межбюджетного трансферта были направлены из местного бюджета бюджетному учреждению в виде субсидии. Следовательно, и к остаткам данных средств должны применяться правила, предусмотренные для субсидий.

Напомним, что межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, могут являться источником финансового обеспечения расходов местного бюджета по предоставлению муниципальным бюджетным учреждениям субсидий:

- на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания (абзац первый п. 1 ст. 78.1 БК РФ);

- на иные цели (абзац второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ).

В случае образования остатков данных субсидий на конец года бюджетные учреждения должны действовать в соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ):

- остатки субсидии на выполнение муниципального задания использовать в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы (ч. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ);

- остатки целевых субсидий подлежат перечислению в соответствующий бюджет (ч. 18 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).

Соответствующие сроки перечисления остатков целевых субсидий устанавливаются финансовым органом местного бюджета (смотрите письмо Минфина России от 11.01.2013 N 02-13-10/28), в том числе с учетом требований, установленных положениями приказа Минфина России от 28.07.2010 N 82н "О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям" (далее - Приказ N 82н)*(1). Таким образом, в рассматриваемом случае, остаток неиспользованной целевой субсидии, источником финансового обеспечения которой являлись средства межбюджетного трансферта, предоставленного из федерального бюджета, должен быть возвращен бюджетным учреждением в местный бюджет в сроки, установленные финансовым органом данного бюджета. Срок, предусмотренный Законом N 216-ФЗ (первые 15 рабочих дней), в данном случае не применяется.

При этом в соответствии с ч. 18 ст. 30 Закона N 83-ФЗ остатки средств, перечисленные бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет, могут быть возращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.

В федеральный бюджет ("через бюджет субъекта РФ") остаток неиспользованной целевой субсидии, источником финансового обеспечения которой являлись средства межбюджетного трансферта, будет возвращен из местного бюджета только в случае принятия органом местной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении данного бюджетного учреждения, решения об отсутствии вышеуказанной потребности в использовании учреждением остатка целевой субсидии в очередном финансовом году.

Остаток же целевой субсидии, в отношении которого наличие потребности в направлении в очередном году на те же цели подтверждено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по сути, вообще может не перечисляться учреждением в местный бюджет (смотрите письмо Минфина России от 17.12.2012 N 02-03-09/5197).

Данные выводы подтверждаются и специалистами Минфина России в письме от 04.05.2012 N 02-03-09/1604.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Ответ прошел контроль качества

30 июля 2013 г.


*(1) В частности, Приказом N 82н для федеральных бюджетных (автономных) учреждений установлен срок для предоставления подтверждения использования остатков целевой субсидии - до 1 июля.

Все консультации данной рубрики