Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

21.08.2013
ВОПРОС:
Между муниципальными учреждениями заключаются договоры безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом с целью выполнения муниципального задания. Муниципальным учреждениям выделяется субсидия на выполнение муниципального задания.
Необходимо ли производить возмещение коммунальных услуг между учреждениями и пересчитывать выделенную субсидию учреждению, передающему имущество в безвозмездное пользование?
ОТВЕТ:

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ). Вопреки общему правилу, бремя содержания вещи, полученной в безвозмездное пользование, несет ссудополучатель (ст. 695 ГК РФ).

Ссудополучатель обязан поддерживать полученную вещь в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

При передаче недвижимого имущества в безвозмездное пользование стороны на практике нередко согласовывают условие о порядке компенсации ссудодателю понесенных им расходов на содержание имущества, в том числе компенсации понесенных ссудодателем расходов по оплате коммунальных услуг. Судебной практикой подтверждается правомерность заключения соглашений о возмещении коммунальных услуг ссудодателю, являющемуся стороной договоров с поставщиками коммунальных услуг (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20.09.2010 по делу N А39-6139/2009, ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2010 N Ф03-4037/2010 по делу N А51-6174/2009, ФАС Поволжского округа от 21.10.2009 N А06-1354/2009, определение ВАС РФ от 16.05.2008 N 5851/08).

Отсутствие письменного соглашения о компенсации понесенных ссудодателем расходов по оплате коммунальных услуг не освобождает ссудополучателя от соответствующей обязанности. Ее неисполнение является основанием для взыскания со ссудополучателя стоимости потребленных, но не оплаченных им коммунальных услуг в качестве неосновательного обогащения (постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.08.2011 N Ф07-6369/11 по делу N А26-4028/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2009 N А82-3372/2008-35).

Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетного учреждения осуществляется с учетом расходов на содержание:

- любого недвижимого имущества;

- особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного им за счет соответствующих средств, выделенных учредителем.

В свою очередь, в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" за счет бюджетных субсидий осуществляется содержание следующих видов имущества автономного учреждения, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем:

- недвижимое имущество;

- особо ценное движимое имущество.

В то же время упоминаемыми выше нормами установлен прямой запрет на осуществление учредителем финансового обеспечения содержания имущества бюджетных и автономных учреждений, сданного в аренду. А вот в отношении имущества, предоставляемого в безвозмездное пользование, такого явного запрета законодательство не содержит.

Таким образом, учредитель, принимающий решение о передаче имущества госучреждения в безвозмездное пользование, обязан решить вопрос и о том, за счет каких средств будет осуществляться его содержание.

При этом следует учитывать, что, так как в соответствии со ст. 695 ГК РФ бремя содержания вещи, полученной в безвозмездное пользование, несет ссудополучатель, вполне обоснованным будет решение учредителя о невыделении бюджетному (автономному) учреждению в составе субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания средств на содержание имущества, передаваемого в безвозмездное пользование. При этом содержание такого имущества может, например, осуществляться учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности с последующей компенсацией данных расходов ссудополучателем.

В то же время вовсе не исключена ситуация, при которой возмещение расходов ссудополучателем на содержание объектов имущества, переданных ему бюджетным (автономным) учреждением в пользование, договором не будет предусматриваться. Необходимость заключения договоров безвозмездного пользования в подобном порядке может вытекать, в частности, из соответствующих требований учредителя.

В этом случае мы не исключаем и возможность финансового обеспечения содержания данного имущества учредителем. Однако, поскольку имущество учреждения, переданное в безвозмездное пользование, фактически не используется учреждением для выполнения государственного (муниципального) задания, то и суммы выделяемой в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ субсидии, по нашему мнению, не должны предусматривать компенсации расходов по содержанию этого имущества.

В то же время согласно абзацу второму п. 1 ст. 78.1 БК РФ бюджетному (автономному) учреждению может быть предоставлена субсидия на иные цели, за счет которой будут покрываться расходы по содержанию имущества, переданного на праве безвозмездного пользования. Такие субсидии специалисты Минфина России рассматривают как форму оказания дополнительной финансовой поддержки госучреждениям. Так, например, в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ указано, что в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться даже субсидии на погашение кредиторской задолженности учреждений, несмотря на то, что субсидиарная ответственность учредителя по долгам бюджетных и автономных учреждений действующим законодательством не предусмотрена.

Следует также отметить, что права учредителя по уменьшению годового объема субсидии бюджетному (автономному) учреждению на выполнение задания существенно ограничены действующим законодательством - уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении самого задания (п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ; ч. 2.2 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ). Из изложенного представляется возможным сделать следующий вывод: если годовой объем субсидии был рассчитан с учетом содержания имущества, переданного в течение года в безвозмездное пользование, то с учетом норм действующего законодательства у учредителя нет правовых оснований для пересчета и уменьшения годового объема предоставленной субсидии. Хотя и уменьшение такого объема субсидии с экономической точки зрения было бы весьма уместно, однако на сегодняшний момент это неосуществимо в связи с отсутствием в действующем законодательстве соответствующих механизмов.

Рекомендуем дополнительно ознакомиться с материалом:

- Энциклопедия решений. Уменьшение объема субсидии на выполнение госзадания.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества

2 августа 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики