Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
22.08.2013
- В связи с изменением наименования должности руководителя необходимо внесение изменений в устав государственного учреждения.
Как сделать это: сначала следует подать заявление по форме N Р14001 и после внесения изменений в ЕГРЮЛ подать заявление по форме N Р13001 для регистрации устава в новой редакции или оба заявления можно подать одновременно?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При изменении наименования должности руководителя организация вправе представить в регистрирующий орган одновременно документы, являющиеся основанием для государственной регистрации изменений в уставе, и заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (форма N Р14001).
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), если иное не установлено этим федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, в том числе сведений о должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (пп. "л" того же пункта), обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае, если изменение указанных в п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI Закона N 129-ФЗ.
В силу п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации. Перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, определен п.п. 1 и 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. Однако ни Закон N 129-ФЗ, ни Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438) не предусматривают последовательность действий органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующего органа) по рассмотрению документов, представленных на государственную регистрацию, и внесению изменений в сведения ЕГРЮЛ, в ситуации, когда юридическим лицом одновременно представлены документы для государственной регистрации изменений в учредительных документах юридического лица, включая заявление по форме N Р13001 и заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме N Р14001. Пункт 13 названных Правил указывает лишь, что в регистрационное дело юридического лица в порядке поступления включаются все документы, представленные при государственной регистрации юридического лица и внесении изменений в государственный реестр, не предполагая последовательность включения при одновременном поступлении документов, в соответствии с которыми записи в ЕГРЮЛ вносятся по различным основаниям.
Подчеркнем, что упомянутые нормативные правовые акты не ограничивают заявителей в праве одновременно представить в регистрирующий орган различные формы заявлений для внесения записей в ЕГРЮЛ по нескольким основаниям. Правомерность такого представления подтверждает в своих разъяснениях и регистрирующий орган (смотрите материал: "Вопрос: Возможно ли одновременное представление заявления по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и заявления по форме N Р14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в случае необходимости внесения изменений в учредительные документы и в сведения о руководителе данного юридического лица? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", май 2013 г.)").
Судебная практика также подчеркивает, что Закон N 129-ФЗ не содержит ограничений, равно как запретов, для представления юридическими лицами одновременно двух заявлений по форме Р13001 в связи с государственной регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и по форме Р14001 в связи с государственной регистрацией изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2008 N 12АП-3262/2008). В спорных ситуациях суды отмечают, что при обращении юридического лица одновременно с двумя заявлениями регистрирующему органу следует рассматривать документы, представленные на государственную регистрацию с заявлениями по форме Р13001 и по форме Р14001, в совокупности (постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.10.2012 N Ф03-4632/12).
Исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации содержится в п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ. Одним из таких оснований закон называет подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (пп. "д" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ). Однако с учетом того, что новое наименование должности руководителя учреждения содержится в уставе, представляемом одновременно с заявлением формы N Р13001, и, кроме того, вместе с этими документами юридическое лицо представит заявление по форме N Р14001, содержащее сведения о новом наименовании должности, полагаем, что все представленные документы должны рассматриваться регистрирующим органом в совокупности и оснований для отказа в регистрации по мотиву подписания заявления формы N Р13001 неуполномоченным лицом у регистрирующего органа в этой ситуации не будет.
Безусловно, в рассматриваемом случае учреждение не лишено права представить упомянутые документы последовательно: вначале - заявление по форме N Р14001 для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о наименовании должности руководителя, а затем - документы, необходимые для государственной регистрации изменений в уставе. Выбор порядка представления документов остается за учреждением.
Отметим также, что решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке (п. 5 ст. 23 Закона N 129-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
9 августа 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним