Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

23.08.2013
ВОПРОС:
Организация занимается туристической деятельностью - является турагентом. С 01.08.2013 организация в офисе поставила терминал платежной системы. С владельцем терминала заключен агентский договор, ему выплачивается агентское вознаграждение. Денежные средства, отправленные в терминал, зачисляются на расчетный счет организации. Терминал оборудован механизмом для распечатки чеков.
В конце рабочего дня менеджер всю сумму полученных наличных денежных средств отправляет в терминал.
Нужно ли организации выписывать БСО туристу?
Правомерно ли получать у туриста деньги и вносить их одной суммой, или это должен делать сам турист?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации у турагента не возникнет обязанности выдавать туристам БСО (туристические путевки) только в том случае, если расчеты за реализованные туристические продукты будут производиться через платежный терминал клиентами самостоятельно. В таком случае можно говорить о том, что расчеты с использованием наличных денежных средств осуществляет не турагент, а организация - владелец терминала (платежный агент).

Если денежные средства фактически принимают менеджеры агентства, а затем (в конце рабочего дня) заносят их в терминал, то расчеты по приемы наличных денежных средств производит именно агентство. В такой ситуации владелец терминала (платежный агент) никакого отношения к приему наличных денег за проданные путевки не имеет. В данном случае он принимает "наличку" не от клиентов агентства, а непосредственно от самого агентства. Соответственно, при приеме денег от клиентов у турагента возникает обязанность пробивать чеки ККТ, либо выдавать БСО.

 

Обоснование вывода:

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор); турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент). Под реализацией туристского продукта понимается деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.

Закон N 132-ФЗ в редакции, действовавшей до 4 мая 2012 года, прямо предусматривал обязанность туроператоров и турагентов при реализации туристского продукта оформлять туристскую путевку - документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта, являющийся бланком строгой отчетности и неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта (ст. 1, ст. 10 Закона N 132-ФЗ в старой редакции). Однако Федеральным законом от 03.05.2012 N 47-ФЗ (далее - Закон N 47-ФЗ) в Закон N 132-ФЗ были внесены изменения, исключившие упоминание о необходимости оформления туристской путевки.

Аналогичные изменения были внесены постановлением Правительства РФ от 23.03.2013 N 254 в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452.

Таким образом, в настоящее время оформление туристской путевки при продаже туристического продукта не является обязательным.

Однако туроператор и турагент могут использовать туристскую путевку как бланк строгой отчетности в случае осуществления с заказчиками туристических услуг наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Поясним.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - ИП) при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Пунктом 1 ст. 5 Закона N 54-ФЗ установлена обязанность продавца выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Таким образом, при реализации услуг, в том числе туристических, оплата за которые полностью или частично осуществляется наличными денежными средствами, продавец обязан применять ККТ и выдавать покупателем чек.

Вместе с тем п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организации и ИП, в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее - БСО).

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).

Согласно п. 2 Положения на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее документы).

Принадлежность к услугам, которые предоставляются населению, определяется в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (смотрите, например, письма Минфина России от 04.07.2011 N 03-01-15/5-94,от 17.05.2011 N 03-01-15/3-55, от 15.12.2008 N 03-01-15/12-376).

В частности, ОКУН содержит раздел 060000 "Туристские услуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов". То есть при осуществлении расчетов наличными деньгами с населением за оказанные туристские услуги, поименованные в ОКУН, организация может не применять ККТ при условии обязательной выдачи БСО.

Приказом Минфина России от 09.07.2007 N 60н для оказания услуг в сфере туризма утверждена форма бланка строгой отчетности "Туристская путевка".

Таким образом, обязанность применения формы бланка строгой отчетности "Туристская путевка" у организации, ведущей туристскую деятельность, возникает только в том случае, если она осуществляет наличные денежные расчеты без применения ККТ (смотрите также письма ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@, УФНС России по г. Москве от 15.07.2009 N 17-15/72957).

Согласно ст. 1 Закона N 54-ФЗ под наличными денежными расчетами понимаются произведенные с использованием средств наличного платежа*(1) расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

В рассматриваемой ситуации организация, являющаяся турагентом, получает денежные средства за реализованные туристические продукты через терминал платежной системы с помощью услуг платежного агента.

Понятие "платежный терминал" также закреплено в ст. 1 Закона N 54-ФЗ: под ним понимается устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты).

Деятельность платежных агентов по приему платежей физических лиц, в том числе с использованием платежных терминалов, регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ).

Платежным агентом является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по приему платежей физических лиц (п. 3 ст. 2 Закона N 103-ФЗ). При этом деятельностью по приему платежей физических лиц согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 103-ФЗ признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Плательщиком является физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств этого физического лица перед поставщиком (п. 2 ст. 2 Закона N 103-ФЗ). Поставщиком является, в частности, юридическое лицо, получающее денежные средства плательщика за оказываемые услуги (п. 1 ст. 2 Закона N 103-ФЗ).

Таким образом, при оплате туристского продукта через платежный терминал денежные средства физических лиц (плательщиков) поступают платежному агенту (именно он осуществляет прием денег в наличной форме), а затем платежный агент передает их поставщику в порядке, установленным договором.

При этом обязанности поставщика и платежного агента, связанные с приемом платежей от граждан и их перечислением поставщику, четко регламентированы нормами Закона N 103-ФЗ.

Так, из анализа ч. 15-19 Закона N 103-ФЗ следует, что принятые от физических лиц денежные средства платежный агент должен зачислить на свой специальный банковский счет, а затем перевести их на специальный счет поставщика. Возможностей для передачи этих средств поставщику без использования банковских счетов Закон N 103-ФЗ не предусматривает. Более того, ч. 15 и ч. 18 Закона N 103-ФЗ установлено, что все расчеты между собой поставщик и платежный агент обязаны осуществлять только с использованием специальных банковских счетов.

Пунктом 3 ст. 861 ГК РФ установлено, что безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации (далее - банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

Расчеты, осуществляемые через кредитные организации по определению, не требуют использования ККТ (письмо Ассоциации российских банков от 16.03.2010 N А-02/1Е-187).

Таким образом, при получении денежных средств с помощью услуг платежного агента (с использованием платежного терминала) поставщик (турагент) наличных денежных расчетов с использованием средств наличного платежа (наличных расчетов) с населением не осуществляет. Соответственно, обязанности применять ККТ или выдавать клиентам БСО (туристическую путевку) у него не возникает*(2).

Однако в рассматриваемом случае ситуации иная. Клиенты туристического агентства самостоятельно терминалом не пользуются, а передают наличные денежные средства сотрудникам агентства. Из приведенных выше норм Закона N 54-ФЗ (смотрите понятие "наличные денежные расчеты") четко следует, что в данной ситуации прием наличных денег происходит без участия платежного агента. Соответственно, при приеме наличных денежных средств турагент обязан выдавать клиентам чеки ККТ либо соответствующие БСО (туристические путевки).

В рассматриваемой ситуации организация-турагент, принимая от клиентов наличные денежные средства, в нарушение Закона N 54-ФЗ не выдает покупателям чеки ККТ либо БСО. За такие действия компания может быть привлечена к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ (штраф: на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей).

Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику, в том числе обеспечивать в автоматическом режиме печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств (ст. 6 Закона N 103-ФЗ).

Важно учитывать, что платежный агент при осуществлении наличных денежных расчетов не вправе использовать вместо чеков ККТ БСО (в том числе туристические путевки) (п. 4 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

8 августа 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Согласно ст. 29 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

*(2) Отметим, что в данном случае обязанность по применению ККТ возложена на платежного агента (именно он принимает наличные средства у покупателей туристического продукта). Данная обязанность установлена п. 12 ст. 4 Закона N 103-ФЗ, которой предусмотрено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать ККТ с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства РФ о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов.

Все консультации данной рубрики