Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

27.08.2013
ВОПРОС:
Бюджетным учреждением была представлена уточненная налоговая декларация и произведена доплата налога, при этом пени уплачены не были.
На основании каких первичных документов бюджетное учреждение может погасить задолженность по пеням в данной ситуации?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Погашение задолженности по пеням может быть осуществлено бюджетным учреждением на основании оформленного соответствующим образом акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Так как взыскание пени с бюджетного учреждения осуществляется налоговым органом в судебном порядке, то требование об уплате пени налогоплательщику не направляется. Налоговый орган предъявляет в арбитражный суд иск о взыскании пеней.

 

Обоснование вывода:

Прежде всего отметим, что налогоплательщик на основании п.п. 1, 8 ст. 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, пени, штрафа.

Согласно нормам п.п. 10, 11 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа (формы утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 28.01.2013 N ММВ-7-12/39@), а также осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, результаты которой оформляются актом (форма утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@).

Учитывая изложенное, полагаем, что Ваша организация, в целях определения реального размера задолженности, а также обоснованности ее возникновения, может провести с территориальным налоговым органом совместную сверку расчетов.

В соответствии с п. 318 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики.

По нашему мнению, для случая погашения задолженности по налогу (пеням, штрафам) таким документом может быть оформленный соответствующим образом акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

В части выставления налоговым органом требования об уплате налога, пени, штрафа сообщаем.

В силу п.п. 1, 8 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога, пени, штрафа признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, пени, штрафа, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму.

Требование об уплате налога, пени, штрафа направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ).

В общем случае требование об уплате налога, пени, штрафа должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления задолженности (п. 1 ст. 70 НК РФ). Указанное требование направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете (п. 5 ст. 69 НК РФ). Форма требования, применяющаяся в настоящее время, утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@.

Требование должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).

В п. 3 ст. 46 НК РФ указывается, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Решение о взыскании, принятое после истечения такого срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (п.п. 3, 9 ст. 46 НК РФ).

Таким образом, возможность взыскания с налогоплательщика недоимки, пеней, штрафов зависит в первую очередь не от давности образования недоимки, а от момента ее выявления налоговым органом.

Пропустив срок, отведенный НК РФ на принудительное взыскание налога, налоговый орган также утрачивает возможность взыскания задолженности по пеням. В этом случае налоговый орган не вправе начислять пени на сумму недоимки и предпринимать меры по взысканию указанной задолженности с налогоплательщика путем направления ему соответствующих требований. Аналогичное мнение изложено, например, в постановлениях Президиума ВАС РФ от 23.05.2006 N 660/06 и от 06.11.2007 N 8241/07.

В этой связи отсутствие требования со стороны ИФНС может объясняться как бездействием сотрудников налогового органа, так и другими причинами (например фактическое отсутствия недоимки (в таком случае данные на сайте налогового органа могут быть ошибочными), пропуск срока направления требования или взыскания).

Вместе с тем в рассматриваемой ситуации следует учитывать, что взыскание пени с бюджетного учреждения может быть произведено, исходя из пп. 1 п. 2, п. 8 ст. 45 НК РФ, исключительно в судебном порядке. Данная точка зрения нашла отражение в постановлениях Президиума ВАС РФ от 01.07.2008 N 4249/08, Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N 31.

Как разъясняется в письме Минфина России от 27.09.2007 N 03-02-07/2-162/2, поскольку в отношении организаций, которым открыты лицевые счета, в силу п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов может производиться только в судебном порядке, руководители (заместители руководителей) налоговых органов не вправе принимать решения о взыскании этих платежей с таких организаций в порядке, установленном ст.ст. 46 и 47 НК РФ. В случае неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов указанными организациями налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения (пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ) (смотрите также письмо Минфина России от 25.06.2008 N 03-02-07/2-109).

Учитывая изложенное, считаем, что в таком случае требование об уплате пени налогоплательщику - бюджетному учреждению не направляется. Налоговый орган предъявляет в арбитражный суд иск о взыскании пеней.

Следовательно, отсутствие требования может объясняться специальным порядком взыскания, применяемым в отношении бюджетного учреждения.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

7 августа 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики