Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

28.08.2013
ВОПРОС:
ООО приобретает лом черных металлов для собственного производства (то есть лицензия не требуется). У поставщика лома лицензия есть. Доставка лома осуществляется как поставщиком, так и транспортной компанией.
Какие документы должен оформить поставщик лома при его отгрузке?
На основании каких документов покупатель должен оформить прием лома?
Как отразить в бухгалтерском учете поступление лома?
ОТВЕТ:

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) лом и отходы черных металлов - это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Отчуждение и обращение с ломом и отходами черных металлов осуществляются с соблюдением положений Закона N 89-ФЗ.

В соответствии со ст. 13.1 Закона N 89-ФЗ Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения (далее - Правила) установлены постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 369.

В соответствии с п. 3 Правил организация вправе отчуждать лом и отходы черных металлов только в случае, если у них имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона N 89-ФЗ лом и отходы черных металлов Ваша организация может приобрести на основании договора поставки (договора купли-продажи).

Согласно п. 20 Правил при перевозке лома и отходов черных металлов транспортной организацией организация-перевозчик и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:

- путевым листом;

- транспортной накладной;

- удостоверением о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме согласно приложению N 3 к Правилам.

Если перевозку осуществляет организация, которая осуществляет сбор лома в соответствии с Правилами, то эта организация должна обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:

- путевым листом (кроме индивидуальных предпринимателей);

- транспортной накладной и копиями документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы черных металлов;

- удостоверением о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме, предусмотренной приложением N 3 к Правилам.

Принятие покупателем лома и отходов черных металлов, по мнению налоговых органов, должно производиться на основании приемосдаточного акта по форме согласно приложению N 1 к Правилам. Свою позицию они аргументируют тем, что согласно п. 10 Правил прием лома и отходов черных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта, который является надлежащим первичными документами при приеме лома черных металлов (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.01.2010 по делу N А53-5852/2009).

Однако суды не разделяют мнение налоговых органов и, учитывая условия договоров поставки, считают, что стороны по договору поставки не обязаны составлять приемосдаточные акты в качестве первичных документов, подтверждающих поставку лома, поскольку лом перемещался непосредственно от грузоотправителя к грузополучателю. Поэтому оприходование лома может осуществляться на основании товарной накладной (форма N ТОРГ-12), накладной на отпуск материалов на сторону (форма N М-15), транспортной накладной (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.05.2011 N Ф04-2335/11 по делу N А03-1936/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.01.2010 по делу N А53-5852/2009).

В рассматриваемой ситуации лом приобретается для производственной деятельности в качестве сырья. Поэтому, по нашему мнению, прием лома в Вашей организации должен производиться в соответствии с разделом 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ (далее - Методические указания), утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н.

Следовательно, если поставщик доставляет лом своим автотранспортом, то Вашей организации для оприходования лома он должен представить товарно-транспортную накладную (форма N 1-Т) и товарную накладную (форма N ТОРГ-12), а также счет-фактуру (п. 44, 49 Методических указаний, пп. 25 п. 2 ст. 149, п. 3 ст. 169 НК РФ). Смотрите, например, письма Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413.

При перевозке лома железнодорожным транспортом приемка поступающего лома осуществляется на основании товарной накладной (форма N ТОРГ-12), транспортной железнодорожной накладной, утвержденной приказом МПС России от 18.06.2003 N 39, и счета-фактуры (п. 46 Методических указаний).

В случае, если лом со склада поставщика вывозится транспортной организацией, то, кроме документов, указанных в п. 20 Правил, поставщик должен предоставить товарно-транспортную накладную (форма N 1-Т), товарную накладную (форма N ТОРГ-12), счет-фактуру (п. 2 раздела 6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971).

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, приобретение лома и отходов черных металлов для производственной деятельности должно сопровождаться проводкой:

Дебет 10 Кредит 60

- принят лом от поставщика.


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Журавлев Вячеслав

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Королева Елена

9 августа 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики