Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

30.08.2013
ВОПРОС:
У общества три учредителя - два физических лица и одно юридическое лицо (ООО). Юридическое лицо (участник общества) было исключено из ЕГРЮЛ по решению налогового органа. В его составе были два участника - физических лица. В уставе общества содержится положение о том, что переход доли к участникам ликвидированного юридического лица - участника общества происходит без согласия остальных участников и самого общества. Доля участника - юридического лица была оплачена им полностью.
Какие действия следует предпринять обществу, в уставном капитале которого долей обладало юридическое лицо, на сегодняшний день исключенное из ЕГРЮЛ? Могут ли два участника данного юридического лица получить право на долю, принадлежавшую юридическому лицу?
ОТВЕТ:

К сожалению, представить однозначный ответ на данный вопрос представляется затруднительным. Поясним почему.

Как мы поняли из вопроса, речь идет об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица, в том числе общества с ограниченной ответственностью (далее - общество), прекратившего свою деятельность, по решению регистрирующего органа в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закона N 14-ФЗ) предусматривается распределение между участниками общества только доли в уставном капитале общества (далее также - доля) выбывающего участника, на которую обращено взыскание, при выплате остающимися участниками её действительной стоимости кредиторам выбывающего участника (п. 6 ст. 23 указанного Закона), либо доли, перешедшей к обществу, каковой переход допускается только в случаях, предусмотренных самим Законом N 14-ФЗ (п. 1 ст. 23, п. 2 ст. 24 указанного Закона). Приобретение обществом доли или части доли в собственном уставном капитале допускается по инициативе участника вследствие выхода его из общества или заявления им требования о выкупе доли в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 23, ст. 26 Закона N 14-ФЗ); по инициативе самого общества при обращении кредиторами участника взыскания на его долю и при реализации обществом преимущественного права покупки доли, если такое право предусмотрено уставом общества (п. 6 ст. 23, ст. 25 Закона N 14-ФЗ); вследствие принятия участниками общества решения об отказе в согласовании перехода доли к наследникам или правопреемникам участника общества или об исключении участника из общества (п.п. 8 и 9 ст. 21, п.п. 4 и 5 ст. 23 Закона N 14-ФЗ); а также независимо от инициативы общества и его участников в том случае, если участник не полностью оплатил принадлежащую ему долю (п. 3 ст. 16 Закона N 14-ФЗ).

Переход же к обществу доли участника, исключенного из ЕГРЮЛ по указанному выше основанию, равно как и ее распределение между остающимися участниками иным образом, не предусмотрен ни Законом N 14-ФЗ, ни Законом N 129-ФЗ, ни каким-либо иным законом.

Более того, вопрос о переходе прав на долю в рассматриваемой ситуации по сделке или в порядке универсального правопреемства (п. 1 ст. 129 ГК РФ), что могло бы в принципе являться основанием для выражения согласия или несогласия общества с таким переходом (и, соответственно, возможно, для перехода доли к обществу с её последующим распределением), и вообще о юридической судьбе этой доли является открытым.

Дело в том, что согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, отраженной в п. 1 постановления от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ не является ликвидацией, а относится к специальным основаниям прекращения юридического лица. Вследствие этого такое исключение производится без соблюдения порядка ликвидации, установленного ст. 63 ГК РФ, в том числе без проведения расчетов с кредиторами. Также не подлежат в этом случае применению и положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Поэтому имущество, которое принадлежит исключаемому юридическому лицу, включая и доли, не продается с публичных торгов, а также не распределяется между его учредителями (участниками) (п. 7 ст. 63, п. 1 ст. 67 ГК РФ). Иными словами, в законодательстве отсутствуют нормы, которые бы определяли дальнейшую юридическую судьбу этого имущества.

Вместе с тем нам удалось обнаружить один пример из судебной практики, в котором суд удовлетворил требования участника общества, исключенного из ЕГРЮЛ по решению налогового органа, признав за ним право собственности на имущество этого общества, применив нормы о ликвидации юридического лица (постановление ФАС Московского округа от 04.03.2013 N Ф05-1197/13). Заметим, что данная позиция может представляться уязвимой, поскольку в соответствии с вышеприведенными нормами Гражданского кодекса РФ распределяться между участниками юридического лица может только имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, каковых в данной ситуации не осуществлялось. Трудно сказать, какое решение может быть принято судом в случае, если кто-либо из кредиторов исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица попытается оспорить подобное решение, как нарушающее его права. Возможно, суд, опираясь на ч.ч. 3, 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, посчитает возможным применить по аналогии нормы п.п. 4-6 ст. 64 ГК РФ, из которых следует, что требования кредиторов, не предъявленные в установленный для этого законом срок, считаются погашенными. Однако это только возможное предположение, мы не можем определить или предсказать правовой позиции суда.

Тем не менее данный подход в условиях отсутствия правового регулирования представляется единственным практическим выходом, возможностью определить юридическую судьбу имущества юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ.

Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае у исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица имеются два участника - физических лица, обществу, в уставном капитале которого указанное юридическое лицо обладало долей, возможно, целесообразно было бы обратиться к ним с предложением об обращении в суд с целью признания за ними прав на эту долю. В случае положительного решения они вправе стать участниками общества. Во всяком случае в рамках такого судебного процесса появится возможность определить юридическую судьбу этой доли, которая в противном случае определенно останется неясной на неопределенной срок. (Заметим, что есть пример судебной практики - постановление Восемнадцатого ААС от 30.08.2012 N 18АП-7652/12, в котором высказано мнение, что в описанной ситуации также не имеется оснований и для исключения участника из общества, предусмотренных ст. 10 Закона N 14-ФЗ. Действительно, исключить из общества участника, который уже не существует, представляется невозможным).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Широков Сергей

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

12 августа 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики