Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
05.09.2013
- Российская организация, применяющая общую систему налогообложения, является поставщиком различного оборудования - конвекторов, водонагревательных приборов и т.д. Поставщик передает в рекламных и демонстрационных целях образцы товаров (оборудования) магазинам розничной торговли. Право собственности на товары не переходит к магазинам. В случае заинтересованности покупателей магазины заключают с поставщиком договор на поставку данных товаров.
Каков в данном случае порядок налогообложения поставщика при передаче образцов товара магазинам?
Налог на прибыль организаций
Объектом обложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, определяемая как разница между полученными доходами и величиной произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ).
При формировании налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщики учитывают подлежащие налогообложению доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (п. 1 ст. 274, п. 1 ст. 248 НК РФ).
Для целей налогообложения прибыли доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 25 НК РФ (ст. 41 НК РФ).
В связи с тем, что товары передаются на безвозмездной основе, полагаем, что организация-поставщик не получит экономической выгоды от данной операции, следовательно, у него не возникнет обязанности по признанию дохода в налоговом учете.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст.ст. 318-320 НК РФ (п. 1 ст. 272 НК РФ).
По общему правилу расходы на приобретение товаров учитываются для целей исчисления налога на прибыль организаций в момент их реализации (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). В данном случае право собственности на образцы товаров не переходит к магазинам, поэтому факт их реализации отсутствует (п. 1 ст. 39 НК РФ). Следовательно, организация-поставщик в рассматриваемой ситуации не сможет учесть расходы на приобретение товаров, переданных для рекламных целей, на основании норм ст. 268 НК РФ. Полагаем, что в данном случае отсутствуют и иные основания для признания расходов на приобретение товаров в момент их передачи магазинам.
Необходимо учитывать, что согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ при формировании прибыли, подлежащей налогообложению, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, могут учитываться расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В письме ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена.
Наряду с этим отмечается, что распространение неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.
На наш взгляд, если отсутствуют основания полагать, что организация изначально определила, что рекламная кампания направлена на строго определенный перечень потенциальных покупателей, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена, безвозмездное распространение среди магазинов розничной торговли образцов товаров в рассматриваемой ситуации следует квалифицировать в качестве передачи товара в рекламных целях.
Из этого следует, что организация в рассматриваемой ситуации сможет учесть для целей налогового учета, например, расходы на уценку переданных образцов товаров, если они полностью или частично потеряют свои первоначальные качества при экспонировании в магазинах (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Поскольку передача товаров в розничные магазины в рассматриваемой ситуации имеет целью увеличение доходов организации-поставщика посредством увеличения объемов продаж, при расчете налогооблагаемой прибыли могут быть учтены и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с такой передачей (за исключением расходов, прямо поименованных ст. 270 НК РФ).
В заключение отметим, что, на наш взгляд, в данном случае существуют предпосылки для квалификации действий розничных магазинов в качестве действий по оказанию рекламных услуг поставщику на безвозмездной основе. Обращаем Ваше внимание, что доходы от безвозмездно полученных услуг должны быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.
НДС
При передаче образцов товаров розничным магазинам в рекламных целях без перехода права собственности на них у организации-поставщика не возникнет объекта обложения НДС, а следовательно, и обязанности по уплате данного налога (п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 38 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Брижанева Дарья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
23 августа 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним