Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
09.09.2013
- Организацией при продаже недвижимости была 2 раза ошибочно уплачена госпошлина, которую заплатить должен был покупатель данной недвижимости (в 2009 и 2010 годах). В 2013 году по письменному заявлению данные суммы Федеральным казначейством организации были возвращены.
Можно ли возвращенные суммы учесть в целях налогообложения прибыли в нынешнем налоговом периоде и не представлять уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Вашей организации следует произвести корректировку расходов и налоговой базы в соответствующих периодах на возвращенные суммы государственной пошлины, а также представить уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 11 Закона N 122-ФЗ за государственную регистрацию прав в соответствии с налоговым законодательством взимается государственная пошлина.
Размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества установлен пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (в 2009 году для организаций - 7500 руб., с 28.01.2010 - 15 000 руб.).
При этом ни гражданским, ни налоговым законодательством не определено, кем именно (продавцом или покупателем) должна быть уплачена данная госпошлина.
Минфин России придерживается точки зрения, что уплата госпошлины в соответствии с указанной нормой осуществляется покупателем (письма от 16.06.2011 N 03-05-06-03/46, от 06.07.2010 N 03-05-04-03/70, от 27.11.2009 N 03-05-05-03/20).
Данная позиция подтверждается фактом возврата уплаченных Вашей организацией сумм госпошлины.
По нашему мнению, осуществленные Вашей организацией затраты на уплату указанных госпошлин следует рассматривать как расходы, не соответствующие установленному в п. 1 ст. 252 НК РФ принципу экономической обоснованности.
Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ (п. 1 ст. 81 НК РФ).
С учетом изложенного полагаем, что Вашей организации следует произвести корректировку расходов и налоговой базы в соответствующих периодах (в 2009 и 2010 годах) на возвращенные суммы государственной пошлины, а также представить уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.
Отметим, что разъяснений официальных органов и правоприменительной практики на рассматриваемую тему нами не обнаружено. Таким образом, к изложенному выводу следует относиться как к нашему экспертному мнению.
При этом Ваша организация может воспользоваться своим правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России за официальными разъяснениями по данному вопросу (пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аксенов Михаил
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав
23 августа 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним