Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
17.08.2011
- В федеральном бюджетном учреждении осуществляется ликвидация и списание с бухгалтерского учета объекта недвижимого имущества. Акт на списание объекта и прилагаемые к нему документы согласованы с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке. Какие дальнейшие действия должны быть предприняты должностными лицами учреждения для завершения процедуры ликвидации (списания) объекта недвижимости? Какие документы должны быть оформлены?
Процесс выбытия объекта недвижимости может занять продолжительное время в силу своих технических и юридических особенностей. При этом должностными лицами федерального бюджетного учреждения должен быть совершен ряд действий, которые мы и рассмотрим ниже.
1. Утверждение акта
После согласования содержания акта о списании недвижимого имущества федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация1, руководитель федерального бюджетного учреждения утверждает данный акт (п. 10 "Положения...", утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834, далее - Положение N 834).
2. Реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании объекта недвижимого имущества
Только после утверждения акта о списании объекта основных средств должностные лица учреждения могут приступить к реализации мероприятий, предусмотренных данных документом (п. 11 Положение N 834). Такие мероприятия могут осуществляться:
- силами учреждения;
- с привлечением третьих лиц на основании заключенных договоров.
Обратите внимание, факт реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании объекта, должен быть подтвержден комиссией (в этих целях может быть оформлен, например, отдельный акт в произвольной форме).
В соответствии с положениями п. 51 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.).
А согласно п. 52 Инструкции N 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств допускается только после наступления следующих событий:
- утверждение в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основного средства;
- реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании.
После утверждения акта о списании недвижимого имущества комиссия учреждения, в частности, может проводить следующие мероприятия:
- контролировать проведение ликвидации объекта, осуществляемой, как правило, специализированными подрядными организациями (снос объекта, расчистку площадки (земельного участка), вывоз строительного мусора и т.п.);
- осуществлять контроль за изъятием из списываемых основных средств пригодных к использованию материальных ценностей, определять их количество (вес);
- контролировать сдачу на склад материальных ценностей, полученных в результате разборки (демонтажа) основного средства и пригодных к дальнейшему использованию, а также своевременное и полное оприходование такого имущества.
Таким образом, при списании с баланса объекта недвижимости в распоряжении учреждения остаются материальные ценности, которые также являются федеральным имуществом и подлежат соответствующему учету.
Напомним, что основанием для отражения в бухгалтерском учете информации о полученных материальных ценностях должны являться первичные учетные документы, составленные по унифицированным формам документов (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 129-ФЗ; п. 7 Инструкции N 157н).
В частности, для оприходования материалов, полученных при разборке объекта недвижимости, по нашему мнению, может применяться Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма N М-35)2, (форма утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).
Затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки объектов основных средств, отражаются также в разделе 3 "Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания" Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003).
Со дня завершения работ по ликвидации (сносу) (или же со дня прекращения эксплуатации) до получения документов, подтверждающих факт внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним данных о ликвидации объекта недвижимости, учет основного средства желательно организовать на отдельном аналитическом счете счета 010110000 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения" (в соответствии с учетной политикой). Такой порядок организации бухгалтерского учета в наибольшей степени будет соответствовать требованиям п. 3 ст. 1 Закона N 129-ФЗ по формированию в учете полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении.
3. Государственная регистрация прекращения права на недвижимое имущество
Принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции N 157н).
Приведенная выше норма полностью согласуется с положениями гражданского законодательства. Так, согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ прекращение права собственности (оперативного управления) на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре.
Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 235 ГК РФ).
Таким образом, по смыслу норм ГК РФ, а также ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) прекращение права на объект недвижимости происходит только со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр.
На практике вполне возможна ситуация, когда с начала процесса списания (выбытия) имущество перестает эксплуатироваться. Однако даже в таком случае списание объекта с балансового учета до дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр может быть квалифицировано в качестве нарушения действующего порядка ведения бухгалтерского учета.
Как правило, для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр учреждением представляются следующие документы3:
- заявление правообладателя;
- учредительные документы (подлинник и копия либо нотариально удостоверенная копия);
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо документ, на основании которого проведена регистрация юридического лица, и Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированное до 1 июля 2002 года (подлинник и копия);
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и присвоении ИНН (подлинник и копия);
- документы, подтверждающие полномочия руководителя юридического лица (протокол об избрании, приказ (решение) о назначении на должность, контракт и др.) (подлинник и копия);
- справка из органа (организации) по учету объектов недвижимого имущества о снятии объекта недвижимости с учета.
Конкретный перечень документов, представляемый учреждением в территориальный орган Росреестра для осуществления государственной регистрации прекращения права на недвижимое имущество (права собственности, оперативного управления) может быть уточнен учреждением непосредственно в таком органе.
Обратите внимание, в рассматриваемой ситуации для осуществления регистрационных действий учреждению необходимо будет подтвердить в установленном порядке факт ликвидации (сноса) объекта недвижимости4, .
4. Списание объекта с балансового учета
После получения документов, подтверждающих факт внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним данных о ликвидации объекта недвижимости, учреждение обоснованно может списать стоимость ликвидированного здания с балансового учета. А из содержания ст. 2 Закона N 122-ФЗ, по нашему мнению, вполне обоснованно можно сделать вывод: подобное списание должно быть отражено в учете днем внесения соответствующей записи о правах в Единый государственный реестр, независимо от даты подачи документов в территориальный орган Росреестра или же от даты получения документов в таком органе.
Обратите внимание, правомерность приведенной выше позиции косвенно подтверждается разъяснениями специалистов уполномоченных органов, которые давались как государственным (муниципальным) учреждениям (письмо Минфина России от 01.03.2011 N 02-06-07/733), так и коммерческим организациям5.
5. Исключение объекта из реестра федерального имущества
И наконец, уже на основании содержания документов, подтверждающих факт внесения в Единый государственный реестр данных о ликвидации объекта недвижимости, а также соответствующих регистров бухгалтерского учета и первичных документов объект недвижимости должен быть исключен из Реестра федерального имущества.
Организация данных мероприятий осуществляется должностными лицами бюджетных учреждений в соответствии с требованиями п. 13 Положения N 834, п. 16 "Положения...", утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (далее - Положение N 447).
В частности в территориальный орган Росимущества представляются:
- запись о прекращении права собственности РФ на имущество по форме согласно Приложению N 3 к Положению N 447 для исключения сведений из соответствующей карты сведений об объекте учета, заверенную надлежащим образом;
- копия документа, подтверждающего прекращение права собственности РФ на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права на недвижимое имущество, заверенную надлежащим образом.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенюк Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
-------------------------------------------------------------------------
1, Порядок представления федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, утвержден приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н.
2 Энциклопедия хозяйственных ситуаций. Получение материалов в результате ликвидации ОС (подготовлено экспертами компании "Гарант") (в данном материале смотрите, в частности, "Пример заполнения акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений").
3 По информации, размещенной на официальном сайте Управления Росреестра по Кировской области (http://to43.rosreestr.ru/registr/rights_1/perechni/per_8).
4 Смотрите, например, подраздел 1.3 "Правовые последствия сноса объекта недвижимого имущества: вопросы права собственности, возмещения ущерба, государственной регистрации" в материале: Ерошкин В.М. Снос зданий и сооружений: правовые аспекты. Практическое пособие. - Система ГАРАНТ, 2009 г.
5 Смотрите, в частности:
- письма Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592, от 03.04.2007 N 03-05-06-01/24;
- Вопрос: Какие еще заблуждения организаций приводят к негативным налоговым последствиям? Например, многие считают, что ликвидируемое имущество можно списать до демонтажа, что основные средства, находящиеся на консервации не облагаются налогом (Ответ Управления ФНС РФ по Самарской области).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним