Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

11.09.2013
ВОПРОС:
На какую статью (подстатью) КОСГУ следует отнести расходы по договору на услуги по осуществлению контроля качества лекарственных форм, изготовляемых в аптеке, на соответствие требованиям нормативных документов?
ОТВЕТ:

При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации по их экономическому содержанию бюджетные учреждения руководствуются Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н (далее - Указания N 171н).

В рассматриваемом случае учреждением, безусловно, осуществляется оплата работ, выполняемых для государственных нужд (то есть речь не может идти о применении статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ).

Возможность отнесения расходов по оплате услуг на осуществление контроля качества лекарственных форм на какую-либо конкретную подстатью статьи 220 "Оплата работ, услуг" Указаниями N 171н прямо не предусмотрена. Не предусмотрена возможность отнесения подобных расходов и на какие-либо иные статьи (подстатьи) КОСГУ.

В подобных случаях желательно применять следующий порядок:

1) определить, не содержат ли перечни расходов, относящиеся к конкретным статьям (подстатьям) КОСГУ, расходов, аналогичных по экономическому содержанию рассматриваемым видам затрат (если содержат, то обоснованно может быть применена соответствующая статья (подстатья) КОСГУ - все перечни расходов в Указаниях N 171н "открытые");

2) если применить правило N 1 не представляется возможным, то расходы могут быть отнесены к "прочим".

Лекарственные средства являются особым видом товара. Отношения, возникающие в связи с их обращением, регулируются положениями Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ), согласно положениям которого лекарственные формы подлежат государственной экспертизе.

В соответствии с Указаниями N 171н расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне РФ, субъекта РФ, казне муниципального образования, относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

На данную подстатью в том числе относятся расходы по оплате работ (услуг), осуществляемых в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, а также в целях определения его технического состояния.

Однозначно производимые учреждением лекарственные формы являются имуществом учреждения, применяя формальный подход, можно было бы сделать вывод, что подобные расходы осуществляются с целью соблюдения нормативных предписаний. В то же время весьма сомнительным представляется утверждение, что проведение контроля качества лекарственных форм является мероприятием, связанным с содержанием имущества учреждения.

Поэтому, на наш взгляд, целесообразнее подобные расходы осуществлять все-таки за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Дополнительным аргументом в пользу применения данной статьи может быть, то что за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ осуществляются схожие по экономическому содержанию расходы - медицинские услуги и санитарно-эпидемиологические работы и услуги (не связанные с содержанием имущества.

Обращаем Ваше внимание на то, что формулировки, содержащиеся в Указаниях N 171н, нередко допускают двоякое толкование отдельных положений. Не является исключением и рассматриваемый случай - отдельные положения Указаний N 171н, разъясняющие порядок применения подстатей КОСГУ 225, 226, при желании могут быть интерпретированы контролирующими органами совсем иначе.

В подобных ситуациях совсем не лишним будет согласовать порядок применения бюджетной классификации путем утверждения уполномоченным органом соответствующих документов или приложений (расшифровок) к ним (к таким документам, например, относятся сметы, задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, методические рекомендации (указания)).

В заключение отметим, даже если у учреждения нет возможности подтвердить обоснованность применения бюджетной классификации в описанном выше порядке, маловероятно, что контролирующим органам в данном случае удастся обосновать квалификацию расходов бюджетного в качестве нецелевых.

Дело в том, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества

23 августа 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики