Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

12.09.2013
ВОПРОС:
В извещении о проведении закупки (в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ) была допущена техническая ошибка - указана заведомо заниженная начальная максимальная цена. За время проведения процедуры данная ошибка не была выявлена и исправлена. Тем не менее все участники прислали заявки с рыночными ценами.
Правомерно ли в таких условиях признание участника, подавшего заявку с наименьшей ценой, победителем?
ОТВЕТ:

К сожалению, мы не можем дать определенного ответа на данный вопрос. Поясним почему.

Прежде отметим, что Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не определяет способов закупки, условий их применения и порядка проведения.

Закон N 223-ФЗ устанавливает только общие принципы и основные положения закупки. К принципам закупки относятся:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Также ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ указывает, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Все прочие вопросы, касающиеся условий и порядка проведения конкретных процедур закупки, должны быть урегулированы в утверждаемом самим заказчиком положении о закупке, соответствующем Гражданскому кодексу РФ и иным обязательным нормативным акта (ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития России от 02.09.2011 N Д28-317).

Последствия допущения ошибок в извещении о проведении и (или) документации о закупке Законом N 223-ФЗ не урегулированы, следовательно, они должны быть урегулированы именно положением о закупке.

Тем не менее, по нашему мнению, в данном случае результаты конкурсной процедуры могут быть оспорены участником закупки, то есть фактически любым лицом (ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ) в суде (ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), на основании противоречия общим принципам закупки, перечисленным выше - информационной открытости, поскольку информация о реальной начальной (максимальной) цене договора не была размещена для всеобщего обозрения, и равноправия, справедливости, поскольку получается, что те участники, которые подали заявки, формально не соответствующие извещению и (или) документации о закупке, проигнорировав буквальные указания этих документов или имея информацию (не общедоступную), что они не соответствуют действительности и заявки с иными показателями не будут отклонены.

К сожалению, правоприменительную практику именно по данной ситуации нам найти не удалось. Однако существуют примеры судебной практики по принципиально схожим отношениям - размещению заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", признающей итоги торгов, в извещении и (или) документации о которых допущены ошибки, недействительными - смотрите постановление ФАС Московского округа от 19.01.2011 N КА-А40-17310-10, постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.04.2012 N Ф03-1497/12.

Следует заметить, что из ч. 5, п. 10 ч. 10, ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ следует, что заказчик обязан давать участникам закупки разъяснения положений документации о закупке. Однако, во-первых, такие разъяснения, что также следует из вышеприведенных норм, должны размещаться на официальном сайте для всеобщего ознакомления, и в отсутствие такого размещения заказчик не может ссылаться на то, что участникам закупки было указано на ошибку и сообщен правильный размер начальной (максимальной) цены путем разъяснения положений документации о закупке. Во-вторых, по нашему мнению, "разъяснение положений" и не может уравниваться с исправлением допущенной ошибки, поскольку сам термин "разъяснение" подразумевает дополнительное пояснение положений, значение которых не ясно из буквального прочтения. Представляется, что такой термин не может быть применен к сообщению, что документация содержит число, значение которого не может быть не ясно из буквального прочтения, внесено ошибочно, и вместо него должно быть другое число. Исправление ошибки, на наш взгляд, должно осуществляться путем внесения в документацию о закупке соответствующих изменений, на возможность чего указывают те же приведенные выше нормы.

В любом случае, поскольку ситуация напрямую не урегулирована нормами закона, при возникновении спора по данному вопросу окончательное решение может принять только суд, принимая во внимание все обстоятельства конкретной ситуации, оценив все представленные доказательства, ни одно из которых не имеет для него заранее установленной силы, по своему внутреннему убеждению (ст. 71 АПК РФ).


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

26 августа 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики