Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

13.09.2013
ВОПРОС:
Можно ли в договоре возмездного оказания услуг определить, что гарантийный срок на результат оказания услуг не устанавливается и заказчик будет вправе предъявить исполнителю претензии в отношении качества услуг (то есть потребовать устранения недостатков за счет исполнителя) исключительно в пределах срока, отведенного для подписания заказчиком акта приема-сдачи результата оказания услуг, а после истечения данного срока заказчик не вправе предъявлять исполнителю какие-либо претензии в отношении качества услуг, в том числе не вправе требовать от исполнителя устранить скрытые недостатки?
ОТВЕТ:

В силу принципа свободы договора условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ). К договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702-729 ГК РФ), если это не противоречит особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 722 ГК РФ в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота для результата работы предусмотрен гарантийный срок, такой результат должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве. Отсюда следует, что, если гарантийный срок не установлен правовым актом или обычаем делового оборота, условие о предоставлении такого срока предусматривается по усмотрению сторон договора подряда. Иными словами, установление гарантийного срока является правом, а не обязанностью сторон.

Однако в случае, когда на результат работы не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками результата работы (ст. 723 ГК РФ), в том числе требование о безвозмездном устранении этих недостатков, могут быть предъявлены заказчиком, если они обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не установлены законом, договором или обычаями делового оборота (п. 2 ст. 724 ГК РФ).

По смыслу п. 2 ст. 724 ГК РФ приведенное в нем положение в части установления права заказчика предъявлять требования, связанные с недостатками результата работ, является императивным (п. 1 ст. 422 ГК РФ). Косвенное подтверждение тому можно обнаружить в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2009 г. N 10АП-3964/2009, постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2012 г. N 04АП-4255/12, постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29 марта 2012 г. N Ф07-1422/12. В связи с тим стороны не вправе исключить применение указанного правила соглашением сторон (указать на отсутствие права предъявлять требования, связанные с недостатками результата работ, если они обнаружены в пределах разумного срока со дня передачи результата работ). В противном случае соответствующее условие будет являться ничтожным (ст.ст. 168, 180 ГК РФ).

При этом содержащееся в п. 2 ст. 724 ГК РФ уточнение "если иные сроки не установлены законом, договором или обычаями делового оборота" предоставляет сторонам право изменить установленный законом двухлетний срок, в пределах которого могут быть предъявлены соответствующие требования, на иной срок.

Если иное не предусмотрено договором, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки) (п. 3 ст. 720 ГК РФ).

Таким образом, приведенное в вопросе условие договора в части, устанавливающей невозможность предъявления заказчиком требований в отношении качества услуг (за исключением требований, связанных с явными недостатками этих услуг) в случае обнаружения в них недостатков после передачи результата этих услуг, противоречит закону. В этой части описанное условие не влечет юридических последствий (п. 1 ст. 167 ГК РФ).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Бахтина Анастасия

Ответ прошел контроль качества

30 августа 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики