Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

16.09.2013
ВОПРОС:
Организация заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров сроком на один год. Договор содержит положение о праве страхователя досрочно расторгнуть договор, уведомив страховщика за 1 месяц.
Насколько правомерно в данной ситуации одностороннее расторжение договора? Какие риски возникают у организации-страхователя? Может ли страховщик взыскать упущенную выгоду при досрочном расторжении договора?
ОТВЕТ:

Прежде напомним, что гражданское законодательство предусматривает три основания расторжения договора:

1) соглашение сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ);

2) решение суда - в случае предъявления стороной в судебном порядке требования о его расторжении при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных законом или договором (п. 2 ст. 450 ГК РФ);

3) односторонний отказ стороны договора от исполнения договора - когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон (п. 3 ст. 450 ГК РФ).

Расторжение договора по первому основанию предполагает наличие двустороннего волеизъявления (в форме соглашения), тогда как право на односторонний отказ от исполнения договора (третье основание) реализуется посредством направленного другой стороне одностороннего волеизъявления. Если в последнем случае договор расторгается во внесудебном порядке, по воле одной из сторон, то при расторжении договора по второму основанию договор будет считаться расторгнутым только в случае принятия судом решения о его расторжении и после вступления в силу такого решения.

Если обратиться к упомянутым в вопросе положениям ст. 452 ГК РФ и ст. 9 Федерального закона от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ, то видно, что первая из этих норм регулирует отношения, связанные с расторжением договора по соглашению сторон (п. 1 ст. 452 ГК РФ) и расторжением договора в судебном порядке (п. 2 ст. 452 ГК РФ), а вторая - сужает определенным образом возможность расторжения договора по соглашению сторон (ч. 1 ст. 9 Закона). Ни одна из названных норм, следовательно, не регулирует отношения, связанные с односторонним отказом от исполнения договора, и не ограничивает каким-либо образом действие этого права.

Право страхователя на односторонний отказ от договора страхования предусмотрено п. 2 ст. 958 ГК РФ, согласно которому страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам, указанным в п. 1 ст. 958 ГК РФ.

Таким образом, закон не только допускает односторонний отказ страхователя от договора страхования, но и подчеркивает, что такое право может быть реализовано страхователем в любое время. Условия договора, ограничивающие право на отказ от договора, в том числе посредством установления необходимости заблаговременного уведомления другой стороны о таком отказе, рассматриваются в судебной практике как противоречащие закону, т.е. ничтожные - ст. 168 ГК РФ (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 7 сентября 2010 г. N 2715/10, ФАС Московского округа от 6 февраля 2012 г. N Ф05-15124/11, ФАС Северо-Западного округа от 30 августа 2011 г. N Ф07-7565/11 по делу N А56-4746/2010, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2012 г. N 09АП-7120/12).

Закон не предусматривает обязанности страхователя по возмещению страховщику упущенной выгоды в случае досрочного отказа от договора. Реализация предусмотренного законом права на отказ от договора, будучи правомерным действием, не может повлечь применение ответственности к лицу, изъявившему волю на совершение такого отказа. Являясь элементом убытков (ст. 15 ГК РФ), упущенная выгода как мера ответственности подлежит возмещению только в случае нарушения обязательства (п. 1 ст. 393 ГК РФ).

Таким образом, односторонний отказ страхователя от договора страхования не предопределяет возникновение у страховщика права на возмещение упущенной выгоды.

Вместе с тем необходимо учитывать, что, если договором страхования не предусмотрено иное, при досрочном отказе страхователя от договора страхования уплаченная страховая премия возврату не подлежит (п. 3 ст. 958 ГК РФ).

К сведению:

1. Правовой эффект одностороннего отказа от исполнения обязательства - прекращение обязательства - возникает с момента получения другой сторон уведомления о таком отказе (п. 16 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29).

2. На практике стороны, предусматривая право на односторонний отказ от договора, нередко именуют это право "правом на досрочное расторжение договора" или "правом на одностороннее расторжение договора", тем самым не вполне очевидно указывая на внесудебный характер расторжения договора. Строго говоря, расторжение - лишь следствие одностороннего отказа, сами же эти понятия не являются тождественными. В свою очередь, отказ от договора, как уже отмечено, не является единственным основанием его расторжения (п.п. 1, 2 ст. 450 ГК РФ). Применяя правила ст. 431 ГК РФ, суд может квалифицировать подобные условия договора в качестве основания для расторжения договора только в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК РФ), а не путем одностороннего отказа от исполнения договора (постановления Президиума ВАС РФ от 20 октября 2011 г. N 9615/11, от 1 июня 1999 г. N 6759/98). В связи с этим при составлении проектов договоров целесообразно использовать терминологию, указанную в законе: "право на отказ от договора" или "право на отказ от исполнения обязательства".

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Бахтина Анастасия

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

28 августа 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Все консультации данной рубрики