Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
17.09.2013
- В бюджетном медицинском учреждении есть аптека, которая централизованно получает медикаменты и расходные материалы и отпускает их отделениям стационара, поликлиникам, фельдшерско-акушерским пунктам.
Согласно "Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения...", утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747, каждая накладная (требование) на выдачу лекарственных средств в отделения (кабинеты) просчитывается заведующим аптекой или лицом, на то уполномоченным, для определения стоимости отпущенных материальных ценностей. Стоимость каждого наименования лекарственных средств и их общая сумма указываются в накладной, (требовании) передаваемой аптеке, по фактической стоимости каждой единицы. Однако согласно учетной политике учреждения выбытие (отпуск) производится по средней фактической стоимости.
Чем регламентируются в данной ситуации правила документооборота и технология обработки учетной информации, включая порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов, в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете? Какой метод учреждение должно применять, определяя размер расходов при списании медикаментов и перевязочных средств - по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости?
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
При этом формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Пунктом 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), определено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным, согласно законодательству РФ, правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти.
Согласно положениям ст. 165 БК РФ, ч. 1 ст. 22 Закона N 402-ФЗ и Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329, осуществление порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях определяется Минфином России.
Таким образом, для целей бухгалтерского учета бюджетным учреждением при отражении фактов хозяйственной жизни должны оформляться именно формы первичных учетных документов, предусмотренные положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), и приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н.
Положения же "Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения...", утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (далее - Инструкция N 747), могут применяться только в части, не противоречащей действующему законодательству.
В частности, положения Инструкции N 747 могут применяться при ведении предметно-количественного учета лекарственных средств для медицинского применения, предусмотренного ст. 58.1 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете, а также определение метода, который учреждение будет применять, определяя размер расходов при списании медикаментов и перевязочных средств (по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости), закрепляются локальным актом, утверждаемым в рамках формирования учетной политики учреждения (п.п. 6, 108, 109 Инструкции N 157н).
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации вполне обоснованным будет решение учреждения, согласно которому списание медикаментов и перевязочных средств будет осуществляться на основании первичного учетного документа, предусмотренного Инструкцией N 174н (например Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230)), оформляемого профильной комиссией учреждения с установленной учетной политикой (графиком документооборота) периодичностью.
При этом в данном документе (Акте) будут заполнены все предусмотренные реквизиты, включая и стоимостные показатели, а накладные (требования) на выдачу лекарственных средств, подписанные материально ответственными лицами, с указанием только количественных показателей, будут являться приложениями к указанному документу (Акту).
Другим выходом в рассматриваемой ситуации может явиться комплексная автоматизация учетных процедур в учреждении, при которой накладные (требования) на выдачу лекарственных средств будут формироваться ответственными лицами с использованием единого программного продукта сразу со стоимостными показателями.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр
Ответ прошел контроль качества
26 августа 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним