Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

23.09.2013
ВОПРОС:
Салон красоты планирует реализовывать свои подарочные сертификаты, а также абонементы на посещение салона через другие организации.
Каким образом могут быть оформлены данные отношения?
ОТВЕТ:

Законодательством подарочные сертификаты в качестве объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ) не предусмотрены. Обычно подарочным сертификатом признается документ, удостоверяющий право его держателя приобрести у лица, выпустившего сертификат, или иного лица, указанного в сертификате, товары, работы или услуги на сумму, равную номинальной стоимости этого сертификата, или на иную сумму с вычетом из цены такого товара, работы, услуги всей суммы, указанной в сертификате, или ее части, оформляемом как зачет или скидка.

Точная квалификация правовой природы подарочных сертификатов затруднительна и на практике получили разрешение лишь вопросы, связанные с налогообложением деятельности, направленной на реализацию подарочных сертификатов, что, в частности, отмечено и в статье "Правовая природа подарочного сертификата" (М.В. Кратенко, "Законодательство", N 7, июль 2008 г.). Налоговые органы рассматривают приобретение подарочных сертификатов как особую форму предварительной оплаты товаров (работ, услуг) (смотрите, например, письма Минфина России от 25.04.2011 N 03-03-06/1/268, УФНС России по г. Москве от 22.10.2009 N 17-15/110609, от 04.08.2009 N 17-15/080428). Данную позицию поддерживают и некоторые арбитражные суды (смотрите постановление ФАС Уральского округа от 03.03.2008 N Ф09-883/08-С1). Хотя надо заметить, что в данном случае "предварительная оплата" вносится за не определенный заранее товар и не может быть возвращена в денежной форме.

По нашему мнению, поскольку подарочные сертификаты в любом случае используются при оплате приобретаемого товара (работы, услуги), они близки по своей природе к "знакам оплаты" (приблизительная аналогия - почтовые марки (ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи")). Тем более что подарочные сертификаты могут удостоверять право его владельца приобрести товары или услуги у указанного в сертификате продавца на проставленную в нем сумму, причем владелец сертификата сам выбирает конкретный товар или услуг (помимо приведенной выше статьи, смотрите, например, статью "Праздничные подарки: правила учета и оформления" (Е. Селянина, "Финансовая газета", N 50, 51, декабрь 2011 г.)). Практически такой же вывод содержится в письме Минфина России от 04.04.2011 N 03-03-06/1/207 и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2012 N Ф07-6019/12. Поэтому мы полагаем, что подарочные сертификаты могут реализовываться как товар (некое имущественное право) и к таким договорам применимы правила о договоре купли-продажи (п. 4 ст. 454 ГК РФ, смотрите также определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.03.2011 N ВАС-212/11). При заключении договоров купли-продажи подарочных сертификатов между салоном красоты и организацией, которая будет производить их дальнейшую реализацию третьим лицам (далее - Организация), Организация будет осуществлять деятельность по дальнейшей реализации сертификатов на свой страх и риск, и она должна будет произвести оплату всех приобретенных сертификатов, в том числе оплатить те, которые не окажутся ею в дальнейшем не реализованы.

Услуги, оказываемые салоном красоты, регулируется главой 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ. Выдача абонемента сопровождает заключение договора возмездного оказания услуг и даже может подтверждать его заключение (если договор не составляется в виде единого документа). Законодательство не запрещает заключать между салоном красоты и иными юридическими лицами договоры на оказание салоном красоты своих услуг. Учитывая положения ст. 1 и ст. 421 ГК РФ, мы полагаем, что между салоном красоты и Организацией может быть заключен договор возмездного оказания услуг, по которому абонементы передаются Организации. Дальнейшее распространение абонементов (передача их третьим лицам) Организация будет осуществлять по своему усмотрению, неся и риск невозможности дальнейшей их реализации третьим лицам. Оплату приобретаемых по абонементам услуг Организация должна будет произвести салону красоты в полном размере. Одностороннее расторжение договора с салоном красоты по требованию Организации и возвращение нереализованных третьим лицам абонентов будет возможно с соблюдением требований с п. 1 ст. 782 ГК РФ.

Реализация Организацией абонементов третьим лицам будет производиться по договорам уступки права требования (ст.ст. 388-390 ГК РФ). Но следует отметить, что такая схема построения отношений возможна, если изначально договором на оказание салоном красоты своих услуг не установлен запрет на уступку прав требования (п. 1 ст. 388 ГК РФ).

Также между Организацией и салоном красоты могут быть заключены договор поручения или агентский договор (по модели договора поручения), по которому Организация будет реализовывать подарочные сертификаты и абонементы третьим лицам. В этом случае Организация сможет вернуть салону красоты подарочные сертификаты и абонементы, которые не были ею реализованы по независящим от нее причинам: отсутствие спроса и т.п. Салон же красоты должен будет уплатить Организации вознаграждение за оказанные ею посреднические услуги.

Таким образом, одним из последствий заключения того или иного вида договора между салоном красоты и Организацией является разное распределение риска невозможности реализации подарочных сертификатов, абонементов третьим лицам.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ефимова Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Барсегян Артем

3 сентября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики