Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

01.10.2013
ВОПРОС:
Как учесть затраты на разработку конструкторско-технической документации, если она предназначена для проведения ремонтных работ (осуществляется ремонт элементов речного судна, в том числе и двигателя, путём замены на аналогичные)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Стоимость разработки технической документации является частью общих затрат по ремонту судна и поэтому учитывается в составе текущих расходов организации. Для целей налогообложения расходы на разработку технической документации, необходимой при производстве ремонтных работ, являются прочими расходами и признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

 

Обоснование вывода:

Речное судно учитывается как единый инвентарный объект основных средств, так как любая его часть или деталь не может выполнять свои функции по отдельности.

Случаи изменения первоначальной стоимости основных средств в налоговом учете перечислены в п. 2 ст. 257 НК РФ: первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Нормы п. 2 ст. 257 НК РФ к работам по модернизации относят работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения здания, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

При разграничении модернизации и ремонта основных средств определяющее значение имеет не то обстоятельство, как изменились его эксплуатационные характеристики, а тот факт, что сохраняется работоспособность инвентарного объекта, не изменившего выполнение своих функций в целом (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.08.2007 по делу N А56-20587/2006).

Из ситуации следует, что замена ходовых элементов судна вызвана его поломкой и не влечет изменения ни технологического, ни производственного назначения данного судна, ни его эксплуатационных качеств, вследствие чего замена ходовых элементов не может рассматриваться как модернизация объекта амортизируемого имущества.

В рассматриваемом случае проводимые работы по замене ходовых элементов судна вызваны их износом, диктуются необходимостью сохранения работоспособности объекта основных средства в целях возможности осуществлять первоначально заданные ему функции.

В подобной ситуации для целей главы 25 НК РФ замена отдельных элементов на аналогичные в составе единого инвентарного объекта не может рассматриваться как увеличение первоначальной стоимости основных средств, а относится к ремонту.

В аналогичной ситуации согласно письму Минфина России от 02.06.2010 N 03-03-06/1/365 расходы по замене элементов в составе единого объекта основных средств были рассмотрены в качестве расходов на ремонт основных средств.

Суды также признают правомерным единовременное списание расходов, если:

- замена элементов обусловлена необходимостью восстановления эксплуатационных характеристик (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 07.07.2011 по делу N А32-40880/2009, ФАС Московского округа от 14.09.2009 N КА-А40/8093-09, ФАС Московского округа от 14.08.2006 N КА-А40/7489-06);

- в результате замены не изменяются технические характеристики механического средства, то есть двигатель меняется на равноценный с идентичными техническими параметрами (постановления ФАС Уральского округа от 19.01.2010 N Ф09-10766/09-С2 по делу N A07-633/2009, ФАС Московского округа от 24.09.2007 N КА-А40/9601-07).

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30.01.2006 N А82-4114/2004-14 судом были отклонены доводы налогового органа о свершившемся факте модернизации на основании того, что инспекцией не были представлены доказательства улучшения нормативных показателей функционирования транспортного средства в результате замены двигателя.

А в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.08.2007 по делу N А56-20587/2006 суд указал, что замена двигателя катера вызвана его поломкой и не влечет ни изменения технологического или производственного назначения речного судна, ни его эксплуатационных качеств. Произведенные работы являются ремонтом, а не модернизацией или техническим перевооружением, так как они относятся к работам по замене изношенных элементов (конструкций) на более экономичные (прочные).

Отметим, что согласно п. 6.5.10. Правил ремонта судов Министерства речного флота РСФСР (утверждены приказом Министерства речного флота РСФСР от 12.05.1989 N 61) (далее - Правила ремонт судов) проведение швартовых испытаний разрешается комиссией после осмотра судна и проверки, в частности, следующей документации:

- ремонтных ведомостей и смет по всем работам на судне;

- технической документации и чертежей по ремонту и модернизации (переоборудованию);

- технической документации на вновь установленные механизмы и оборудование и инструкций по уходу за ними;

- актов испытания и приемки оборудования, изделий и работ, выполненных контрагентами.

На основании п. 2.12. Правил ремонт судов подрядчик выполняет ремонт в полном соответствии, в частности, с технической документацией, техническими условиями ремонта.

В силу ст. 758 ГК РФ техническая документация разрабатывается по заданию заказчика.

В общем случае техническая документация представляет собой комплект документов, разрабатываемый проектной организацией по договору с заказчиком, и включает систему графических, расчетных и текстовых материалов, используемых при ремонте (смотрите, например, приложение 1 к Методическим рекомендациям по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации, утвержденным Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое России, Протокол от 05.10.1999 N 12).

При этом согласно п. 1 ст. 769 ГК РФ разработка конструкторской документации связана с разработкой образца нового изделия в связи с выполнением договора на выполнение НИОКР.

Из полученных разъяснений следует, что в рассматриваемой ситуации конструкторско-техническая документация разрабатывается в целях определения объема, содержания работ и другие, предъявляемые к ним требования, в связи с установкой новых элементов взамен старых без увеличения тактико-технических показателей судна и не связана с разработкой образца нового изделия.

Учитывая выше сказанное, полагаем, что стоимость разработки технической документации, необходимой при производстве данных работ, не может рассматриваться в качестве затрат на модернизацию объекта основных средств, так как производится, как было установлено выше, не модернизация объекта основных средств, а его ремонт.

Таким образом, стоимость разработки конструкторско-технической документации является частью расходов на ремонт судна.

В налоговом учёте расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Таким образом, стоимость разработки технической документации, необходимой при производстве данных работ, следует учитывать при налогообложении в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

В бухгалтерском учете по общему правилу в соответствии с п. 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы на ремонт основных средств включаются в расходы по обычным видам деятельности, если основные средства используются для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. При этом затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. С учётом этого расходы на разработку технической документации также следует учесть в составе текущих расходов организации.


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Графкин Олег

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Королева Елена

11 сентября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики