Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

03.10.2013
ВОПРОС:
Бюджетным учреждением по договору безвозмездного пользования было передано здание другому бюджетному учреждению. Энергопринимающие устройства числятся на балансе ссудодателя, и он не дает согласия на заключение договора энергоснабжения напрямую между ссудополучателем и энергоснабжающей организацией.
Может ли ссудополучатель заключить договор на поставку электроэнергии с энергетической компанией как с единственным поставщиком?
Если нет, то каким образом должна осуществляться оплата за электроэнергию? Может ли ссудодатель требовать оплату за электроэнергию путем выставления счетов?
ОТВЕТ:

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ). Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ). Бюджетными учреждениями такой договор может быть заключен с единственным контрагентом - гарантирующим поставщиком электрической энергии, на основании п. 2.1. ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Нормативными актами не запрещено заключать договоры энергоснабжения с лицами, не обладающими вещными правами на недвижимость (например, с арендаторами, ссудополучателями и т.п.). Однако при этом должен соблюдаться общий порядок, предусмотренный для заключения таких договоров. В частности, для заключения такого договора необходимо предоставить гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и документы, перечисленные в п. 34 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, в том числе документы, подтверждающие права на энергопринимающие устройства. Таким образом, в рассматриваемой ситуации энергоснабжение полученного учреждением здания принципиально может быть организовано путем заключения этим учреждением договора с энергоснабжающей организацией напрямую, однако при наличии возражений со стороны ссудодателя получить необходимые документы и заключить договор ссудополучателю будет затруднительно.

Вместе с тем даже в отсутствие заключенного ссудополучателем напрямую договора энергоснабжения он, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования, согласно ст. 695 ГК РФ обязан оплачивать потребляемую им электроэнергию.

На практике в таком случае стороны договора безвозмездного пользования заключают соглашение (договор) о компенсации затрат по оплате электроэнергии, потребляемой ссудополучателем. О возможности заключения таких договоров свидетельствуют письма Минфина России от 03.11.2009 N 03-03-06/1/724, от 30.01.2008 N 03-03-06/2/9, от 29.05.2008 N 03-03-06/1/339. Возможность заключения таких договоров, в том числе бюджетными учреждениями, подтверждена и судебной практикой (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 21.10.2009 N А06-1354/2009, ФАС Уральского округа от 26.08.2013 N Ф09-8698/13, ФАС Дальневосточного округа от 06.08.2012 N Ф03-3171/12, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 N 12АП-3278/13, Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013 N 10АП-2588/13). Отметим, что такие договоры нельзя квалифицировать как договоры поставки электроэнергии, поскольку ссудодатель не является поставщиком коммунальных услуг (п. 22 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66), а получение ссудодателем компенсации понесенных им расходов на оплату коммунальных услуг, как нам представляется, не может рассматриваться как осуществление приносящей доход деятельности, подлежащей отражению в уставе учреждения.

В отсутствие между сторонами договора безвозмездного пользования соглашения о порядке компенсации затрат ссудодателя по оплате электроэнергии на стороне ссудополучателя образуется неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ) в виде стоимости потребленных, но не оплаченных им коммунальных услуг, которое может быть взыскано с него в судебном порядке (смотрите, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2009 N А82-3372/2008-35, постановления ФАС Уральского округа от 17.08.2010 N Ф09-6257/10-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 06.05.2010 N А63-14560/2009).

В заключение отметим, что под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков согласно ст. 5 Закона N 94-ФЗ понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном этим Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме. В описанной же ситуации обязанность по возмещению расходов владельца здания по оплате стоимости коммунальных услуг возникает у ссудополучателя, как сказано выше, в силу закона. Причем эта обязанность возникает перед определенным лицом (ссудодателем), то есть учреждение-ссудополучатель не может определить иного лица в принципе. В предмет договора о возмещении расходов по оплате стоимости коммунальных услуг не входят ни поставка товара, ни оказание услуги, ни выполнение работ. Поэтому заключение бюджетным учреждением - ссудополучателем такого договора с ссудодателем не подпадает под действие Закона N 94-ФЗ.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Верхова Надежда

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

19 сентября 2013 г.

Все консультации данной рубрики