Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
03.10.2013
- Бюджетным учреждением по договору безвозмездного пользования было передано здание другому бюджетному учреждению. Энергопринимающие устройства числятся на балансе ссудодателя, и он не дает согласия на заключение договора энергоснабжения напрямую между ссудополучателем и энергоснабжающей организацией.
Может ли ссудополучатель заключить договор на поставку электроэнергии с энергетической компанией как с единственным поставщиком?
Если нет, то каким образом должна осуществляться оплата за электроэнергию? Может ли ссудодатель требовать оплату за электроэнергию путем выставления счетов?
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ). Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ). Бюджетными учреждениями такой договор может быть заключен с единственным контрагентом - гарантирующим поставщиком электрической энергии, на основании п. 2.1. ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Нормативными актами не запрещено заключать договоры энергоснабжения с лицами, не обладающими вещными правами на недвижимость (например, с арендаторами, ссудополучателями и т.п.). Однако при этом должен соблюдаться общий порядок, предусмотренный для заключения таких договоров. В частности, для заключения такого договора необходимо предоставить гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и документы, перечисленные в п. 34 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, в том числе документы, подтверждающие права на энергопринимающие устройства. Таким образом, в рассматриваемой ситуации энергоснабжение полученного учреждением здания принципиально может быть организовано путем заключения этим учреждением договора с энергоснабжающей организацией напрямую, однако при наличии возражений со стороны ссудодателя получить необходимые документы и заключить договор ссудополучателю будет затруднительно.
Вместе с тем даже в отсутствие заключенного ссудополучателем напрямую договора энергоснабжения он, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования, согласно ст. 695 ГК РФ обязан оплачивать потребляемую им электроэнергию.
На практике в таком случае стороны договора безвозмездного пользования заключают соглашение (договор) о компенсации затрат по оплате электроэнергии, потребляемой ссудополучателем. О возможности заключения таких договоров свидетельствуют письма Минфина России от 03.11.2009 N 03-03-06/1/724, от 30.01.2008 N 03-03-06/2/9, от 29.05.2008 N 03-03-06/1/339. Возможность заключения таких договоров, в том числе бюджетными учреждениями, подтверждена и судебной практикой (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 21.10.2009 N А06-1354/2009, ФАС Уральского округа от 26.08.2013 N Ф09-8698/13, ФАС Дальневосточного округа от 06.08.2012 N Ф03-3171/12, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 N 12АП-3278/13, Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013 N 10АП-2588/13). Отметим, что такие договоры нельзя квалифицировать как договоры поставки электроэнергии, поскольку ссудодатель не является поставщиком коммунальных услуг (п. 22 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66), а получение ссудодателем компенсации понесенных им расходов на оплату коммунальных услуг, как нам представляется, не может рассматриваться как осуществление приносящей доход деятельности, подлежащей отражению в уставе учреждения.
В отсутствие между сторонами договора безвозмездного пользования соглашения о порядке компенсации затрат ссудодателя по оплате электроэнергии на стороне ссудополучателя образуется неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ) в виде стоимости потребленных, но не оплаченных им коммунальных услуг, которое может быть взыскано с него в судебном порядке (смотрите, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2009 N А82-3372/2008-35, постановления ФАС Уральского округа от 17.08.2010 N Ф09-6257/10-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 06.05.2010 N А63-14560/2009).
В заключение отметим, что под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков согласно ст. 5 Закона N 94-ФЗ понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном этим Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме. В описанной же ситуации обязанность по возмещению расходов владельца здания по оплате стоимости коммунальных услуг возникает у ссудополучателя, как сказано выше, в силу закона. Причем эта обязанность возникает перед определенным лицом (ссудодателем), то есть учреждение-ссудополучатель не может определить иного лица в принципе. В предмет договора о возмещении расходов по оплате стоимости коммунальных услуг не входят ни поставка товара, ни оказание услуги, ни выполнение работ. Поэтому заключение бюджетным учреждением - ссудополучателем такого договора с ссудодателем не подпадает под действие Закона N 94-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
19 сентября 2013 г.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним