Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

04.10.2013
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение имеет на балансе сооружение - "асфальтовое покрытие на щебеночной основе". Это покрытие состоит из двух объектов - терренкур и подъездная дорога. По результатам проведенной инвентаризации было принято решение разделить "асфальтовое покрытие на щебеночной основе" на два объекта исходя из различного предназначения этих объектов в будущем. Получены технический паспорт и кадастровый паспорт на эти объекты.
Вправе ли комиссия учреждения в рамках возложенных на нее полномочий принять решение по определению стоимости для принятия к учету каждого объекта?
Согласно каким документам и какими бухгалтерскими проводками можно разделить один объект на два независимых объекта?
ОТВЕТ:

Бюджетные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета в порядке, предусмотренном Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета..., утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), и Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н).

Отметим, что ни Инструкцией N 157н, ни Инструкцией N 174н прямо не предусмотрен порядок отражения операций по разделению объекта основных средств. Следовательно, учреждению желательно определить подробный порядок организации бухгалтерского учета в подобных ситуациях в рамках учетной политики.

В рассматриваемой ситуации из-за разделения асфальтового покрытия на щебеночной основе появляются несколько новых объектов основных средств: терренкур и подъездная дорога. По нашему мнению, в данном случае в учете учреждения следует отразить ликвидацию асфальтового покрытия и принятие к учету двух новых объектов основных средств. Инвентарную карточку учета основных средств (форма 0504031) на асфальтовое покрытие при этом следует закрыть и открыть новые карточки на выделенные объекты учета с присвоением им новых инвентарных номеров. В инвентарных карточках в таблице движения следует в графе "Причина выбытия объекта" сделать запись "В результате разделения на новые инвентарные объекты" с указанием номеров новых объектов. В инвентарных карточках при постановке на учет новых объектов нужно дать ссылку на инвентарный номер выбывшего асфальтового покрытия.

Наиболее проблемным моментом в данной ситуации является определение стоимости выделяемых объектов. Порядок определения указанной стоимости не установлен действующими в настоящее время нормативными правовыми актами, соответственно, бюджетное учреждение вправе разработать собственный способ расчета стоимости выделяемых объектов и закрепить его в учетной политике. В подобных ситуациях, в частности, могут применяться следующие способы:

1. Комиссия учреждения в рамках возложенных на нее полномочий определяет стоимость новых объектов:

- в процентном отношении к стоимости ликвидируемого объекта;

- исходя из стоимости отдельных предметов, входящих в состав сложных объектов основных средств (если представляется возможным определить стоимость выделенных частей объекта на основании первичных документов, имеющихся в распоряжении учреждения);

2. Стоимость определяется на основании заключения независимого оценщика.

Обратите внимание: что, поскольку имущество является государственной (федеральной) собственностью, процедура разделение объекта основных средств на два новых (ликвидация объекта основных средств) должна быть согласована с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение (п. 4 "Положения...", утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 (далее - Положение N 834)).

Подробный порядок документального оформления хозяйственных операций по выделению объектов и постановке на учет их как самостоятельных основных средств в настоящее время также не определен, поэтому в рассматриваемой ситуации учреждение может оформить первичные документы, разработанные с учетом положений п. 7 Инструкции N 157н.

Разделение объекта основных средств на два новых может быть осуществлено на основании приказа (распоряжения) руководителя учреждения и оформлено соответствующим актом.

В акте необходимо указать причины разделения объекта, а также сведения о всех нефинансовых активах, принимаемых к учету в результате осуществления данной операции.

Кроме того, также необходимо оформить все предусмотренные инструкциями первичные документы, отражающие выбытие и поступление нефинансовых активов (в данном случае следует оформить Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма 0306030) на каждый выделенный объект основных средств).

Разделение одного объекта на два независимых не изменит валюту баланса учреждения, поскольку выбытие одного объекта компенсируется постановкой на учет двух других объектов основных средств. В такой ситуации, по нашему мнению, нет оснований для отражения в учете расхода в размере остаточной стоимости выбывающего имущества и дохода в виде стоимости принимаемых к учету объектов. В учете разделение объекта может быть отражено внутренними записями по счету 0 101 00 000 "Основные средства", поскольку замены собственника не происходит, объект недвижимости остается, но только теперь он состоит из двух объектов.

Согласно положениям Инструкции N 174н рассматриваемые хозяйственные операции могут быть оформлены в учете бюджетного учреждения следующими бухгалтерскими записями:

1. Дебет 0 101 10 310 Кредит 0 101 10 310

- из стоимости асфальтового покрытия выделена стоимость терренкура;

2. Дебет 0 101 10 310 Кредит 0 101 10 310

- из стоимости асфальтового покрытия выделена стоимость подъездной дороги;

3. Дебет 0 104 10 410 Кредит 0 104 10 410

- из суммы начисленной амортизации по асфальтовому покрытию выделена сумма амортизации терренкура;

4. Дебет 0 104 10 410 Кредит 0 104 10 410

- из суммы начисленной амортизации по асфальтовому покрытию выделена сумма амортизации подъездной дороги.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества

18 сентября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики