Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
07.10.2013
- Автономным учреждением был приобретен компьютер в сборе и учтен в составе основных средств. В документах на приобретение стоимость отдельных объектов компьютера не указана. В процессе работы возникла необходимость замены системного блока, входящего в состав компьютера, на новый, более усовершенствованный.
Каким образом отразить данную замену в бухгалтерском учете? Какими документами оформляется данная операция?
Ведение бухгалтерского учета автономными учреждениями осуществляется в соответствии с "Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н (далее - Инструкция N 183н).
Отметим, что отражение в бухгалтерском учете замены составных частей компьютера, в том числе и системного блока, зависит от конкретной ситуации и может рассматриваться в качестве ремонта или в качестве дооборудования (модернизации) инвентарного объекта.
В рассматриваемой ситуации замена одного системного блока на другой, более усовершенствованный, не связана с ремонтом компьютера. Кроме того, такая замена может привести к изменению эксплуатационных характеристик компьютера, что, в свою очередь, будет являться модернизацией объекта (письмо Минфина России от 06.11.2009 N 03-03-06/4/95, ст. 257 НК РФ).
В соответствии с п. 27 Инструкции N 157н в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов первоначальная (балансовая) стоимость таких объектов может изменяться.
При изменении первоначальных нормативных показателей объекта основных средств в результате проведенной модернизации срок полезного использования по этому объекту может пересматриваться по решению комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 44 Инструкции N 157н).
Для того чтобы произвести замену системного блока, прежде всего необходимо произвести разукомплектацию объекта (компьютера).
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит понятия "разукомплектация". На практике под разукомплектацией понимается разбор объекта, в состав которого входит комплекс предметов, на отдельные составляющие. В результате разукомплектации исходный объект списывается, а вместо него образуется несколько других отдельных объектов, подлежащих учету.
В учреждении также может быть проведена частичная ликвидация (разукомплектация) объекта (компьютера). Проведение частичной ликвидации в рассматриваемой ситуации возможно только при соблюдении следующих условий:
- наличие принципиальной возможности использования системного блока вне данного объекта;
- разукомплектация объекта не должна нанести ему несоразмерный ущерб;
- частичная ликвидация не должна повлиять на возможность использования объекта по прямому назначению;
- функциональное предназначение комплектующей не является неотъемлемой частью функционирования объекта основных средств как единого обособленного комплекса.
При отражении хозяйственных операций, связанных с заменой системного блока в компьютере, в рассматриваемой ситуации необходимо учитывать, что:
- системный блок, числящийся в составе компьютера, не подлежит списанию и в дальнейшем возможна его эксплуатация в составе другого компьютера;
- функциональное предназначение системного блока является неотъемлемой частью функционирования компьютера как единого обособленного комплекса, то есть после изъятия системного блока компьютер не может использоваться по прямому назначению и выполнять свои функции.
Соответственно, в данном случае в учете может быть отражена полная ликвидация объекта основных средств, а затем учтена стоимость компьютера (с учетом стоимости нового системного блока) и ввод его в эксплуатацию.
Так как в первичных документах стоимость отдельных частей компьютера не выделена, то фактическая стоимость запасных частей (системный блок, монитор, клавиатура и т.д.), остающихся от выбытия объекта "компьютер", может быть определена исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к учету (п. 106 Инструкции N 157н). Определять рыночную стоимость должна профильная комиссия учреждения согласно требованиям п. 25 Инструкции N 157н. Комиссия может принимать к сведению данные о первоначальной и остаточной стоимости ликвидированного объекта.
При принятии решения о проведении полной ликвидации объекта в учете автономного учреждения могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
1. Списан с балансового учета компьютер в связи с его разукомплектацией:
Дебет 0 104 34 000 Кредит 0 101 34 000
- на сумму начисленной амортизации;
Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 101 34 000
- на сумму остаточной стоимости;
2. Дебет 0 105 36 000 Кредит 0 401 10 180
- учтены запасные части (системный блок, монитор, клавиатура и т.д.), полученные при списании объекта (компьютера);
3. Дебет 0 106 31 000 Кредит 0 105 36 000
- при формировании стоимости нового компьютера учтены стоимости отдельных элементов компьютера;
4. Дебет 0 101 34 000 Кредит 0 106 31 000
- новый (модернизированный) компьютер введен в эксплуатацию и учтен в составе основных средств.
В случае, если учреждением будет принято решение о проведении частичной ликвидации основного средства (компьютера) с дальнейшим изменением его стоимости на стоимость нового системного блока (модернизация), в учете могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 0 104 34 000 Кредит 0 101 34 000
- списана сумма начисленной амортизации по системному блоку;
2. Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 101 34 000
- уменьшена стоимость объекта (компьютера) на стоимость выбывшего системного блока;
3. Дебет 0 105 36 000 Кредит 0 401 10 180
- учтен выбывший системный блок в качестве запчасти (по рыночной стоимости, определенной профильной комиссией);
4. Дебет 0 106 31 000 Кредит 0 105 36 000
- стоимость нового системного блока учтена в составе вложений в основные средства;
5. Дебет 0 101 04 000 Кредит 0 106 01 000
- увеличена первоначальная стоимость компьютера на стоимость нового системного блока.
Отметим, что при таком способе учета сохраняется инвентарный номер компьютера.
Обратите внимание, что в том случае, если компьютер учитывается в учреждении в составе особо ценного движимого имущества, в бухгалтерском учете следует отразить аналогичные проводки с отражением на соответствующих счетах (0 101 00 000, 0 104 00 000, 0 106 00 000) аналитической группы синтетического счета объекта учета - 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения".
Напомним, что согласно положениям Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н (далее - Указания N 171н), расходы на приобретение нового системного блока в случае использования его в целях модернизации компьютера и его ремонта следует отражать по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Документальное оформление
Разукомплектация объекта основных средств может быть осуществлена на основании приказа (распоряжения) руководителя учреждения и оформляется соответствующим актом. Унифицированная форма такого акта не утверждена, поэтому он может быть составлен в произвольной форме с соблюдением требований, указанных в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 7 Инструкции N 157н, и утвержден отдельным приказом в качестве приложения к учетной политике учреждения.
В акте необходимо указать причины разукомплектации, а также сведения о всех материальных ценностях, принимаемых к учету при разукомплектации объекта основных средств.
Приход материальных запасов, полученных от разукомплектации основных средств и остающиеся в распоряжении учреждения, оформляется Актом о приемке материалов (форма 0315004) (п. 34 Инструкции N 183н).
Передача ответственным лицам нового системного блока для комплектования компьютера оформляется Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210) (п. 35 Инструкции N 183н).
В свою очередь, принятие к балансовому учету вновь собранного объекта основных средств (компьютера) может осуществляться на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306030) (п. 9 Инструкции N 183н).
Сведения о модернизации и произведенных изменениях в объекте основного средства подлежат отражению в Инвентарной карточке в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта".
Рекомендуем дополнительно ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Начисление амортизации в госучреждении в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации объекта основных средств;
- Энциклопедия решений. Первичные документы, применяемые в госучреждении при поступлении и внутреннем перемещении основных средств;
- Энциклопедия решений. Учет компьютерной техники в госучреждении.
Ответ подготовил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
Ответ прошел контроль качества
16 сентября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним