Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

11.10.2013
ВОПРОС:
Организация к празднованию своего 80-летия заказала изготовление баннеров. Стоимость одного - 43 000 руб. стоимость второго - 15 000 руб. На баннерах помимо изображения содержится наименование организации и надпись "80 лет". Баннеры размещены на фасадах зданий силами организации-изготовителя.
Какими документами следует оформить выполнение данных работ?
Какими проводками отразить расходы в бухгалтерском учете?
ОТВЕТ:

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с изготовлением баннеров в рассматриваемой ситуации, зависит, в том числе, от характера произведенных расходов.

Так, если целью размещения баннеров являлось распространение информации об организации среди неопределенного круга лиц для привлечения внимания к организации, формирования или поддержания интереса к ней и ее продвижения на рынке, то осуществленные затраты на создание баннеров могут быть квалифицированы в качестве расходов на рекламу (п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624).

Вопрос о наличии в размещаемой информации признаков рекламы должен решаться организацией самостоятельно с учетом конкретных обстоятельств (п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37).

Расходы на рекламу являются расходами по обычным видам деятельности (п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99)).

Если баннеры отвечают требованиям п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01), в том числе, предназначены для использования в течение срока, превышающего 12 месяцев, то их следует квалифицировать в качестве объектов основных средств. В этом случае затраты, связанные с созданием баннеров, следует учитывать при формировании их первоначальной стоимости (п.п. 7, 8 ПБУ 6/01, п. 3 ПБУ 10/99), что отражается на счетах бухгалтерского учета следующим образом (смотрите План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций Инструкцию по его применению (далее - План счетов и Инструкция), утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н):

Дебет 08 Кредит 60

- затраты на работы по изготовлению баннеров учтены при формировании их первоначальной стоимости;

Дебет 19 Кредит 60

- выделен НДС, предъявленный изготовителем баннеров (в случае предъявления НДС).

Полностью сформированная первоначальная стоимость баннеров, готовых к использованию, должна быть отнесена с кредита счета 08 в дебет счета 01. При этом суммы начисленной амортизации в отношении рекламных баннеров должны учитываться по дебету счета 44 (План счетов и Инструкция).

Если приобретенные баннеры не будут удовлетворять всем требованиям п. 4 ПБУ 6/01, их следует рассматривать в качестве материально-производственных запасов (п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов").

Отметим, что баннер, стоимость которого не превышает 40 000 рублей, может быть отражен в составе материально-производственных запасов, даже если он удовлетворяет критериям признания его в качестве объекта основных средств, в случае, если данный порядок предусмотрен учетной политикой организации (п. 5 ПБУ 6/01).

В этом случае затраты на приобретение работ по изготовлению баннеров будут формировать их фактическую себестоимость (п.п. 5, 6 ПБУ 5/01). В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи (смотрите План счетов и Инструкцию):

Дебет 10 Кредит 60

- оприходованы баннеры;

Дебет 19 Кредит 60

- выделен НДС, предъявленный изготовителем баннеров (в случае предъявления НДС).

Фактическая себестоимость рекламных баннеров, оприходованных в качестве материально-производственных запасов, будет также списываться в дебет счета 44, но с кредита счета 10 по факту передачи их в эксплуатацию.

В случае если информация, распространяемая с использованием баннеров, не будет квалифицирована в качестве рекламной, но организация предполагает получение тех или иных экономических выгод в результате использования баннеров, то их также следует рассматривать в качестве актива (п. 8.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997)). Порядок учета баннеров в таком случае будет аналогичен описанному ранее.

Если же получения экономических выгод от использования баннеров не ожидается, то организации в рассматриваемой ситуации не следует отражать в учете приобретение актива - нужно сразу признать прочий расход (п.п. 12, 15, 16 ПБУ 10/99), то есть отнести затраты в дебет счета 91 (План счетов и Инструкция).

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Полагаем, что подтверждать факт выполнения работ по созданию баннеров и передачи их результата заказчику будут документы, утвержденные для указанных целей руководителем организации-исполнителя с учетом требований п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ (п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ), например, акт приема-сдачи выполненных работ.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Аксенов Михаил

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

25 сентября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики