Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
15.10.2013
- Имущество бюджетного муниципального образовательного учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления. Учреждению поступило предложение установить при входе платежный терминал.
Должно ли в рассматриваемой ситуации заключение договора аренды 1 кв. м муниципального имущества осуществляться по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения договора аренды?
Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ). Передача недвижимого имущества в аренду представляет собой один из способов распоряжения имуществом (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации"). Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Поэтому для заключения договора аренды помещений муниципальному бюджетному учреждению нужно получить согласие собственника. В противном случае договор аренды может быть признан ничтожным (смотрите, например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 N 09АП-14401/13, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2013 N 12АП-2037/13, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 N 08АП-428/12, Первого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 N 01АП-4379/12).
Передача муниципального имущества в аренду осуществляется с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления муниципальному бюджетному учреждению, должно осуществляться по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров (далее - торги), за исключением случаев, указанных в ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ. В частности, возможность заключения договоров аренды муниципального имущества без проведения торгов предусмотрена при передаче в аренду части (частей) помещения, здания, строения или сооружения, общая площадь которых составляет не более чем 20 квадратных метров и не превышает 10% площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество (п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ). Подробнее об определении площади, которая может быть передана в аренду в таком порядке, можно ознакомиться в п. 5 разъяснений ФАС России от 02.06.2010 о применении ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ. Эти разъяснения касаются применения ч. 4 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, которая на данный момент утратила силу.*(1) Однако для целей применения п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ указанные разъяснения остаются актуальными.
Буквально из формулировки п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ следует, что предусмотренная в этой норме возможность заключения договоров аренды муниципального имущества без проведения торгов распространяется на каждый объект недвижимости в отдельности, который принадлежит на праве оперативного управления муниципальному бюджетному учреждению. Таким образом, по основанию, предусмотренному п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, если 1 кв. м составляет менее 10% площади здания института (что явно предполагается), то муниципальное бюджетное учреждение в рассматриваемой ситуации вправе заключить без торгов договор аренды при наличии согласия собственника данного имущества. Указанное подтверждается и судебной практикой (смотрите, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 N 11АП-7049/12 и от 20.07.2012 N 11АП-7104/12).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия
Ответ прошел контроль качества
26 сентября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Часть 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 401-ФЗ) была дополнена п. 14 ч. 1 ст. 17.1. Одновременно Законом N 401-ФЗ была исключена ч. 4 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ. Этой нормой, которая действовала по 5 января 2012 года, предусматривалось право лица, которому в соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не могла превышать 10% площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены в соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, и составлять более чем двадцать квадратных метров. Как видим, вторая часть приведенной нормы фактически воспроизведена в п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ. Установленные этим пунктом ограничения по размеру и процентному отношению аналогичны тем, которые предусматривала утратившая ныне силу ч. 4 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ. Как до вступления в силу Закона N 401-ФЗ, так и сейчас передаваемое в аренду без проведения торгов государственное или муниципальное имущество должно одновременно соответствовать двум критериям. А именно его общая площадь не должна быть более двадцати квадратных метров и в то же время не должна превышать 10% площади объекта государственного или муниципального имущества.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним