Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

17.10.2013
ВОПРОС:
С 01.01.2014 Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ утрачивает свою силу. Бюджетное учреждение планирует в конце 2013 года заключить на 2014 год гражданско-правовые договоры на энергоснабжение, водоснабжение, оказание услуг связи на основании пп. 1, 2, 2.1 ч. 2 ст. 55 Федерального закона N ФЗ-94 от 21.07.2013.
Возможно ли на основании указанных норм заключение гражданско-правовых договоров в конце 2013 года на срок более 1 года?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Бюджетное учреждение вправе в 2013 году разместить заказ и заключить договоры как на 2014 год, так и на три года, в том числе и с единственными поставщиками по вышеприведенным основаниям.

 

Обоснование вывода:

Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (п. 2 ст. 4 ГК РФ).

В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) этот Закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу этого закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено ст. 112 этого Закона. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу данного Закона, сохраняют свою силу.

Каких-либо ограничений, связанных с заключением "переходящих" контрактов, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.

В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий трех лет, за исключением гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, обслуживанию и (или) эксплуатации объектов капитального строительства, а также образовательных (высшее и среднее профессиональное образование) услуг, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, в случае, если длительность производственного цикла выполнения данных работ, услуг составляет более трех лет. Сроки, на которые заключаются указанные договоры, а также иные виды гражданско-правовых договоров бюджетного учреждения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, и сроки, на которые они заключаются, могут быть установлены Правительством РФ. Однако, к сожалению, на настоящий момент такого акта Правительством РФ не издано.

Напомним также, что бюджетные учреждения не являются получателями бюджетных средств, именно поэтому они в рамках законодательства о размещении заказа выделены в категорию "иных заказчиков" (смотрите ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, ст. 4 Закона N 94-ФЗ, а также п. 3 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64). Правило о заключении и оплате контрактов в пределах доведенных на определенный период лимитов бюджетных обязательств, установленное п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, на бюджетные учреждения не распространяется. Безусловно, между объемом принимаемых бюджетным учреждением обязательств и объемом планируемых поступлений должна быть прямая связь (это является вопросом экономического, финансового планирования, а потому выходит за рамки гражданского права и бухгалтерского учета). Однако право заключения бюджетным учреждением договоров не обусловлено ни включением таких договоров в план финансово-хозяйственной деятельности, ни наличием финансового обеспечения исполнения договоров.

При этом представляется очевидным, что до утраты Законом N 94-ФЗ силы заказчики, руководствующиеся данным Законом, вправе применять все его положения, в том числе и установленные им основания для размещения заказа у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя, включая п.п. 1, 2, 2.1 ч. 2 ст. 55 этого Закона. Тем более что аналогичные первым двум основания для закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя предусмотрены п.п. 1, 8 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

2 октября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики