Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

18.10.2013
ВОПРОС:
В отношении ООО "A" возбуждено дело о банкротстве, введено конкурсное производство. ООО "A" является единственным участником ООО "B", у которого в собственности имеются земельные участки, находящиеся в залоге у кредитора ООО "C" (данные требования предъявлены в ходе дела о банкротстве).
Возможно ли на стадии конкурсного производства передать данные земельные участки кредитору ООО "C" либо совершить ликвидацию ООО "B" путем реорганизации (например путем присоединения ООО "B" к ООО "C")?
ОТВЕТ:

Признаком юридического лица является наличие у него в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества, способность отвечать по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

В рассматриваемом случае, как это следует из вопроса, ООО "B" в силу преобладающего участия в его уставном капитале другого общества (ООО "A") является дочерним хозяйственным обществом по отношению к ООО "A" (п. 1 ст. 105 ГК РФ).

Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (п. 2 ст. 105 ГК РФ). Основное общество не обладает правом собственности на имущество дочернего общества. Последнее, будучи собственником имущества, распоряжается им по своему усмотрению, поскольку это не противоречит закону и иным правовым актам и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 48, п. 1 ст. 66 ГК РФ, ст. 209 ГК РФ, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО)).

Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предусмотрен ряд ограничений, связанных с удовлетворением требований кредиторов должника в рамках процедур банкротства. В частности, закон предусматривает особенности правового положения кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника, предусматривающие специальный порядок удовлетворения требований таких кредиторов (ст. 18.1 Закона о банкротстве).

Однако в настоящей ситуации требования конкурсного кредитора обеспечены залогом имущества, принадлежащего не должнику, а третьему лицу, что соответствует правилу п. 1 ст. 335 ГК РФ, в соответствии с которым залогодателем может быть как сам должник, так и третье лицо. Аналогичное правило содержится в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".

Следовательно, для целей применения Закона о банкротстве кредитор (ООО "C") по обеспеченному залогом обязательству в рассматриваемом случае не является залоговым кредитором.

Закон о банкротстве не предусматривает особенностей исполнения обязательств должника третьим лицом, предоставившим кредитору обеспечение по этим обязательствам, в частности, в форме залога. Как представляется из вопроса, залогодателя и залогодержателя связывают отношения, возникшие из договора залога, в которых должник не участвует. Следовательно, исполнение залогодателем обязательства должника, в частности, путем обращения кредитором взыскания на имущество залогодателя, должно осуществляться вне рамок правового регулирования Закона о банкротстве, в соответствии с положениями ГК РФ и иных федеральных законов (Закон РФ от 29.05.1992 N 2872-I "О залоге", Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"). Поэтому открытие конкурсного производства в отношении основного общества само по себе не препятствует кредитору получить удовлетворение имущественных требований за счет дочернего общества, являющегося залогодателем в обеспечение исполнения обязательства должника.

Вместе с тем следует заметить, что удовлетворение требований конкурсного кредитора за счет имущества дочернего общества объективно может привести к уменьшению стоимости доли в уставном капитале этого общества, принадлежащей должнику, за счет которой, поскольку она входит в конкурсную массу (ст. 131 Закона о банкротстве), удовлетворяются требования остальных кредиторов. При таких обстоятельствах мы не исключаем, что договор залога может быть оспорен на основании п. 1 ст. 61.1 и ст. 61.3 Закона о банкротстве, как сделка, влекущая за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами.

Отметим, что в силу ст. 387 ГК РФ права кредитора по обязательству переходят к залогодателю, не являющемуся должником по этому обязательству, вследствие исполнения им обязательства должника. Следовательно, к ООО "B", исполнившему обязательства ООО "A" перед ООО "C", переходят права кредитора в обязательстве. Соответствующие требования дочернего общества могут быть включены в реестр требований кредиторов в порядке процессуального правопреемства (ст. 48 АПК РФ, смотрите также постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2011 N Ф02-1261/11, ФАС Поволжского округа от 18.09.2008 N А55-15375/2006, Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.11.2012 N 03АП-4527/12).

Что касается возможности реорганизации ООО "B", отметим следующее. Основное общество не обладает правом собственности на имущество дочернего общества, но обладает в отношении дочернего общества обязательственными правами, удостоверяемыми долей в уставном капитале. Доля в уставном капитале дочернего общества входит в конкурсную массу основного общества - должника, признанного банкротом, на основании ст. 131 Закона о банкротстве (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.12.2011 N Ф08-7673/11). Одним из последствий открытия конкурсного производства является необходимость совершения сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, исключительно в порядке, установленном главой VII "Конкурсное производство" Закона о банкротстве.

Кроме того, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника - хозяйственного общества банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника и иных его органов управления, за исключением полномочий общего собрания участников должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника (п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве). Следовательно, органы управления, уполномоченные выступать от имени основного общества как единственного участника дочернего общества при принятии решений, относящихся к компетенции общего собрания участников дочернего общества, с момента открытия конкурсного производства уже не вправе принимать решения о реорганизации дочернего общества (пп. 11 п. 2 ст. 33, ст. 39 Закона об ООО). Статья 129 Закона о банкротстве не наделяет соответствующими полномочиями и конкурсного управляющего. В связи с этим следует заметить, что по смыслу п. 3 этой статьи конкурсный управляющий вправе распоряжаться имуществом должника только в том в порядке и на тех условиях, которые установлены Законом о банкротстве. Принятие решения о реорганизации дочернего общества должника в форме присоединения к другому обществу с формальной точки зрения не является распоряжением долей в уставном капитале дочернего общества, принадлежащего должнику, но не может не привести к исключению этой доли из конкурсной массы, поскольку при прекращении существования дочернего общества прекращаются и права участника на его долю в уставном капитале. Поэтому, с нашей точки зрения, в период конкурсного производства дочернее общество, 100% уставного капитала которого принадлежит должнику, не может быть реорганизовано с прекращением его деятельности. Косвенное подтверждение тому можно обнаружить и в судебной практике (смотрите постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 N 13АП-1623/11, Арбитражного суда Рязанской области от 12.04.2004 N А54-4667/03-С18).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

4 октября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики