Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
21.10.2013
- Организация, реализующая товары оптом, заключила договор с контрагентом, имеющим филиалы в разных регионах РФ по всей стране. Оплата за поставленные товары произведена покупателем частично. Для каждого филиала оформляются товарная накладная (форма N ТОРГ-12), счет-фактура и товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т). При получении товара филиалы составляют акт о приемке материалов (форма N М-7). Товар поступил с браком. Покупателем самостоятельно были выполнены работы по устранению брака (повреждений) поступившего товара, на сумму выполненных покупателем работ выставлена претензия. Сторонами было подписано дополнительное соглашение к договору об уменьшении стоимости поставленного товара на сумму признанной поставщиком претензии.
Как в бухгалтерском учете отразить снижение цены на товар и какие при этом следует оформить документы?
Оформление документов
1. По снижению цены
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Покупатель обязан обеспечить принятие поставленных по договору поставки товаров, осмотреть, проверить количество и качество принятых товаров в порядке и в сроки, предусмотренные законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика (п.п. 1, 2 ст. 513 ГК РФ).
Покупатель, которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества (п. 1 ст. 518 ГК РФ).
В частности, п. 1 ст. 475 ГК РФ предусмотрено, что если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены или безвозмездного устранения в разумный срок недостатков товара либо возмещения своих расходов на устранение таких недостатков.
Механизм уменьшения покупной цены на товары ненадлежащего качества законодательно не урегулирован. Поэтому стороны могут урегулировать этот вопрос по взаимному соглашению, предусмотрев возможность снижения цены товара (предоставления скидки) непосредственно в договоре поставки либо оформив дополнительное соглашение к договору (как в рассматриваемом случае).
При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), их приемку в соответствии с п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, осуществляет комиссия, которая оформляет ее соответствующим актом о приемке материалов. Составленный организацией-покупателем акт о выявленных при приемке недостатках (дефектах) материалов служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации.
Напомним, что с введением в действие с 1 января 2013 года Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) организации вправе решать, будут ли они применять унифицированные формы первичных учетных документов либо разрабатывать формы первичных учетных документов самостоятельно. Все применяемые организацией формы документов должны быть утверждены в приложении к учетной политике для целей бухгалтерского учета (часть 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Унифицированной формы акта о выявленных при приемке товаров дефектах (браке) не существует, поэтому его форма разрабатывается организацией самостоятельно с указанием всех обязательных реквизитов, предусмотренных частью 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. В частности, за основу при его составлении может быть взят "Акт о приемке материалов" по форме N М-7, утвержденный постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а и применяемый для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение (смотрите, например, письмо Минфина России от 04.09.2009 N 03-03-06/1/571).
Выставляемая на основании акта о выявленных при приемке товаров дефектах (браке) претензия составляется в произвольной форме со ссылкой на договор поставки (купли-продажи) и оформленный акт, с указанием составивших этот акт работников и детальным описанием товаров и характера выявленных дефектов (брака) по каждому изделию (вид товара, номер партии и т.п.), а также требований, предъявляемых продавцу покупателем, в отношении некачественной продукции.
На основании оформленных таким образом акта и претензии стороны могут договориться о снижении цены на бракованный товар (п. 2 ст. 424, п. 1 ст. 475 ГК РФ), оформив это соответствующим документом (например, кредит-нотой, дополнительным соглашением к договору и т.п.). В частности, в рассматриваемом случае на основании составленного покупателем акта по форме N М-7 с указанием выявленных при приемке дефектов (брака) полученных товаров и выставленной в адрес продавца претензии стороны пришли к соглашению о снижении цены (предоставлении скидки) на бракованные товары в сумме выполненных покупателем работ по устранению брака поступивших товаров, оформив дополнительное соглашение к договору.
2. По корректировке отгрузки
Согласно части 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
В соответствии с частью 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и п. 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н), первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Частью 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и п. 16 Положения N 34н предусмотрено, что в первичных учетных документах допускаются исправления.
Однако вносятся исправления в первичные документы, исходя из раздела 4 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 N 105 по согласованию с ЦСУ СССР (далее - Положение N 105) и действующего на сегодняшний день в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ, только при обнаружении ошибки.
При отгрузке товаров в адрес покупателя организацией-продавцом были оформлены товарная накладная по форме N ТОРГ-12 и товарно-транспортная накладная, а также выставлен соответствующий счет-фактура с указанием стоимости отгруженных товаров по ценам, согласованным сторонами в договоре. На основании указанных документов операции были отражены в бухгалтерском и налоговом учете организации.
Подписание сторонами дополнительного соглашения об уменьшении цены (предоставлении скидки) на поставленные товары, при приемке которых покупателем были выявлены дефекты (брак), не может рассматриваться как допущенная ошибка (искажение). Поэтому для внесения изменений (исправлений) в оформленные ранее товарную накладную по форме N ТОРГ-12 и товарно-транспортную накладную, а также в отраженные в бухгалтерском учете записи нет оснований. Составление корректировочных первичных документов, в частности, товарной накладной, в отличие от корректировочного счета-фактуры (обязанность по выставлению которого возникает у продавца при изменении стоимости отгруженных товаров), законодательством о бухгалтерском учете или иными нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
Поскольку при изменении стоимости отгруженных ранее товаров продажи (отпуска) товаров не происходит, для составления в этот момент новых накладных также нет оснований.
Изменение установленной соглашением сторон цены договора в подобных случаях оформляется в соответствии с обычаями делового оборота (кредит-нотой, авизо или другим аналогичным документом) (смотрите раздел "Признание аудируемым лицом скидок (накидок)" письма Минфина России от 19.12.2006 N 07-05-06/302). Такое оформление не предусматривает обязанности корректировки первичных документов по указанным операциям (смотрите письмо ФНС России от 01.04.2010 N 3-0-06/63).
В этом случае составленное сторонами соглашение об изменении цены (кредит-нота, авизо, акт о согласовании цены или другой аналогичный документ) будет служить основанием для выставления продавцом корректировочного счета-фактуры и составления первичного документа - бухгалтерской справки (расчета), на основании которой производятся записи в бухгалтерском учете организации. Записи производятся в том периоде, когда сторонами было подписано такое соглашение и оформлены указанные документы.
Напомним, что при оформлении указанных документов необходимо принимать во внимание требования законодательства о бухгалтерском учете к первичным учетным документам, которыми оформляются все хозяйственные операции, в частности, о включении в них обязательных реквизитов, перечисленных в части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Бухгалтерский учет
Согласно п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99) выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации (то есть либо получен в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива);
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
В соответствии с п. 6 ПБУ 9/99 выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (с учетом положений п. 3 ПБУ 9/99).
Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).
При этом величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации (п. 6.1 ПБУ 9/99).
В случае изменения обязательства по договору первоначальная величина поступления и (или) дебиторской задолженности на основании п. 6.4 ПБУ 9/99 корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего получению организацией.
То есть в рассматриваемой ситуации признанная при выполнении указанных в п. 12 ПБУ 9/99 условий в бухгалтерском учете организации-продавца сумма выручки от реализации товаров после подписания сторонами дополнительного соглашения о снижении цены на бракованные товары, выявленные при приемке покупателем, должна быть скорректирована (уменьшена) на сумму выставленной покупателем претензии, признанной продавцом.
При этом в бухгалтерском учете организации-продавца рассматриваемые операции могут быть отражены следующими записями:
1) при отгрузке товаров покупателю:
Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка"
- отражена выручка от реализации товаров (по цене установленной договором);
Дебет 90, субсчет "НДС" Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- начислен НДС;
Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 41 (20, 43)
- списана себестоимость реализованных товаров.
2) при поступлении частичной оплаты от покупателя:
Дебет 51 Кредит 62
- поступила частичная оплата за поставленные товары.
3) после признания претензии поставщиком и подписания сторонами дополнительного соглашения о снижении цены на бракованные товары:
Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка"
- сторно - на сумму претензии скорректирована сумма выручки (сумма задолженности покупателя за отгруженные товары).
Дебет 90, субсчет "НДС" Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- сторно - скорректирована сумма НДС, приходящаяся на стоимость бракованного товара.
Дебет 51 Кредит 62
- произведена окончательная оплата товаров поставщиком.
Также рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Передача товара ненадлежащего качества.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Объедкова Наталья
Ответ прошел контроль качества
2 октября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним