Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
19.08.2011
- Организация для замещения сторожей и вахтеров, находящихся в отпусках или на больничном, приняла на работу новых сотрудников, заключив с ними срочные трудовые договоры. На какую статью (подстатью) КОСГУ должны быть отнесены расходы по оплате труда данных сотрудников?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выплату заработной платы, произведенную физическому лицу в рамках срочного трудового договора, следует осуществлять за счет подстатьи 211 "Заработная плата" КОСГУ.
Обоснование вывода:
В соответствии с принципом результативности и эффективности использования бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 БК РФ).
Именно данный принцип должен лежать в основе решений, принимаемых руководителями в целях обеспечения бесперебойной работы учреждений на время отсутствия тех или иных сотрудников. При этом любое решение необходимо обосновать должным образом (обоснования желательно оформить в письменном виде).
Обратите внимание, что в подобных ситуациях возможны, в частности, следующие варианты действий руководителя.
1. Для полного (частичного) исполнения обязанностей сотрудника, находящегося в отпуске (заболевшего), могут быть привлечены лица, с которыми учреждение ранее уже заключило трудовые договоры. При этом возможно:
- оформление исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы) (ст. 60.2 ТК РФ);
- заключение с работником договора о работе по совместительству (ст. 60.2 ТК РФ);
- осуществление перевода на другую работу (ст. 72.2 ТК РФ).
Любые дополнительные выплаты, которые могут производиться работникам в перечисленных выше случаях, в соответствии с действующим законодательством квалифицируются в качестве заработной платы и, соответственно, осуществляются за счет подстатьи 211 "Заработная плата" КОСГУ (смотрите "Указания...", утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н, далее - Указания N 190н).
Безусловно, с точки зрения результативности и эффективности использования бюджетных средств, данный вариант действий руководителя представляется предпочтительным. Однако его реализация не всегда возможна как в силу различных нормативных ограничений, так и в силу объективных причин (например при отсутствии работников определенной квалификации и т.п.).
2. В соответствии с частью первой ст. 59 ТК РФ на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым по закону сохраняется место работы, может заключаться срочный трудовой договор с другим работником. Действие такого договора прекращается с выходом на работу основного работника (часть третья ст. 79 ТК РФ).
Обратите внимание, что правомерность заключения подобных договоров подтверждается и специалистами Федеральной службы по труду и занятости (смотрите, например, письмо Роструда от 31.10.2007 N 4413-6).
Из содержания ст.ст. 58, 129 ТК РФ достаточно определенно следует, что заработная плата (оплата труда работника) является вознаграждением за труд, выплачиваемым на основании трудовых договоров, заключаемых как на неопределенный, так и на определенный срок.
В свою очередь, Указания N 190н не ставят применение подстатьи 211 "Заработная плата" КОСГУ в зависимость от того, какой трудовой договор заключен с конкретным работником - на неопределенный срок или срочный. Главное, чтобы выплаты могли быть квалифицированы в качестве оплаты труда по конкретному трудовому договору.
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации Вашим учреждением в соответствии с действующим трудовым законодательством заключены срочные трудовые договоры с физическими лицами, то у органов финансового контроля нет оснований квалифицировать расходы по оплате труда, осуществляемые на основании таких договоров по подстатье 211 "Заработная плата" КОСГУ, в качестве нецелевого использования бюджетных средств.
В то же время это не исключает возможность поставить под сомнение целесообразность самого решения о заключении таких договоров.
Обратите внимание, что отдельные специалисты отрицают саму возможность заключения учреждениями (получателями бюджетных средств) срочных трудовых договоров на время отпуска (болезни) штатного работника*(1). Однако судебная практика в настоящее время не подтверждает обоснованность такой правовой позиции.
3. На время отсутствия штатного сотрудника учреждением могут заключаться отдельные гражданско-правовые договоры на выполнение определенных работ (оказание определенных услуг). Выполнение таких работ (оказание таких услуг), по сути, может являться частью трудовых обязанностей определенных работников.
В подобных случаях оплата расходов осуществляется за счет соответствующих подстатей статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ. А дополнительным аргументом в пользу заключения гражданско-правовых договоров является возможность существенного снижения расходов учреждения по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Однако при заключении гражданско-правовых договоров с физическими лицами необходимо объективно оценивать возможность учреждения при необходимости доказать то, что конкретным договором не регулируются трудовые отношения между работником и работодателем (смотрите часть четвертую ст. 11 ТК РФ).
Дело в том, что контролирующие органы нередко пытаются в судебном порядке переквалифицировать гражданско-правовые договоры в трудовые и, соответственно, доказать необоснованность уменьшения облагаемой базы при исчислении соответствующих страховых взносов (смотрите, например, определение ВАС РФ от 16.12.2008 N 16217/08, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.09.2010 по делу N А33-21611/2009, ФАС Поволжского округа от 02.08.2010 по делу N А55-35154/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 31.05.2010 по делу N А45-27423/2009).
Кроме того, в случае переквалификации договора в трудовой в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ возможно и наложение штрафа за нарушение законодательства о труде на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, а на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Обратите внимание, что совсем не очевидно, что гражданско-правовые договоры, заключенные со сторожами или вахтерами, не могут быть переквалифицированы в трудовые - по аналогичным делам существуют судебные решения принятые как в пользу организаций*(2), так и в пользу контролирующих органов*(3).
Следовательно, заключение в рассматриваемой ситуации гражданско-правовых договоров и применение статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ сопряжено с определенными рисками.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенюк Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним