Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

24.10.2013
ВОПРОС:
Федеральное учреждение, имеющее в своём составе федеральные казенные учреждения, является получателем средств федерального бюджета. Заключенный учреждением в качестве покупателя договор снабжения электроэнергией через присоединенную сеть предусматривает уплату авансовых платежей.
В каком порядке должно производиться перечисление авансовых платежей по договору электроснабжения, учитывая положения п. 17 постановления Правительства РФ от 10.12.2012 N 1272 и п. 82 Основных положений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442?
ОТВЕТ:

На федеральном уровне ограничения на перечисление получателями бюджетных средств авансовых платежей в 2013 году предусмотрены п. 17 постановления Правительства РФ от 10.12.2012 N 1272 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Постановление N 1272). Так, по общему правилу получатели бюджетных средств федерального бюджета вправе предусматривать авансовые платежи до 30% суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, если указанным выше постановлением Правительства РФ не предусмотрено иное.

В соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовым актами, действующими в момент его заключения. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 544 ГК РФ).

Таким образом, порядок расчетов по договорам, связанным со снабжением через присоединенную сеть электроэнергией, определяется соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными нормативными актами.

В силу п. 1 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) все потребители (независимо от формы собственности) и поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и т.п.) являются субъектами розничных рынков электрической энергии. Поэтому порядок осуществления расчетов за электрическую энергию по заключенному между ними договору энергоснабжения, в том числе при реализации по нерегулируемым ценам, регламентируется основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством РФ (п. 3 ст. 37 Закона N 35-ФЗ).

Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии утверждены постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Положения N 442). Из содержания п. 82 Положений N 442 следует, что 70% стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце должно оплачиваться покупателями в порядке предоплаты (предусмотрено два авансовых платежа, уплачиваемых до 10-го и до 25-го числа текущего месяца).

При этом каких-либо исключений по уплате авансовых платежей для участников бюджетного процесса не предусмотрено.

Как видим, при перечислении авансовых платежей по договору электроснабжения положения Постановления N 1272 должны применяться во взаимосвязи с положениями Закона N 35-ФЗ и Положений N 442.

Соответственно, в 2013 году получателями средств федерального бюджета оплата стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) может производиться с перечислением в течение месяца двух авансовых платежей в размере 30% и 40%.

По нашему мнению, обоснованность применения такой правовой позиции подтверждают положения письма Минфина России от 31.07.2013 N 02-13-11/30710.

В данном письме специалисты финансового ведомства разъясняют порядок оплаты потребителями электроэнергии (получателями бюджетных средств) счетов за декабрь текущего года. При этом делается вывод, что получатели бюджетных средств вправе оплатить потребленный объем электрической энергии в соответствии с п. 82 Положений N 442, а задолженность за электроэнергию, фактически потребленную в декабре текущего года, они могут оплатить в январе очередного финансового года в пределах доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

Вероятно, речь идет о праве оплатить в декабре текущего года не потребленный объем, а определенную долю договорного объема потребления в соответствии с п. 82 Положений N 442. В противном случае вывод специалистов Минфина России не имеет смысла.

Таким образом, размер авансовых платежей при расчетах за электрическую энергию, безусловно, может устанавливаться по соглашению сторон с учетом ограничения, предусмотренного п. 17 Постановления N 1272. Включение в договор энергоснабжения условия о двух авансовых платежах, как показывает практика, может быть предметом разногласий с органами казначейства, но не может рассматриваться в качестве нарушения требований действующих нормативных правовых актов.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Жиркова Ирина

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Пименов Владимир

11 октября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики