Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

31.10.2013
ВОПРОС:
Теплоснабжающая организация устанавливает общедомовые приборы учета тепловой энергии согласно Федеральному закону от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Стоимость прибора и стоимость затрат по установке возмещаются собственниками квартир в многоквартирных домах.
Нужно ли организации выставлять акт формы N КС-2, или можно применять акт выполненных работ произвольной формы, руководствуясь Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"?
ОТВЕТ:

По общему правилу, приемка выполненных работ по договору подряда оформляется актом или иным документом, удостоверяющим приемку работ (п. 2 ст. 720 ГК РФ), а по договору строительного подряда - актом (п. 4 ст. 753 ГК РФ).

До 01.01.2013 акт выполненных по договору строительного подряда работ составлялся по форме N КС-2 с приложением справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, утвержденным постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100.

С 01.01.2013 организации вправе пользоваться формами первичных учетных документов, разработанными ими самостоятельно и утвержденными руководителем (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)). При этом первичные документы должны содержать обязательные реквизиты (ч. 2 ст. 9 Закон N 402-ФЗ).

В то же время формы первичных учетных документов утверждаются в учетной политике организации на основании п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".

Таким образом, организации должны самостоятельно разрабатывать и утверждать в учетной политике формы первичных учетных документов.

При этом с 01.01.2013 необязательно использовать формы документов, содержащиеся в унифицированных альбомах, за исключением обязательных к применению форм документов, которые установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, обязательны к применению формы кассовых документов) (смотрите информацию Минфина РФ от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).

В абзаце 8 раздела "Общие положения" Альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденного постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100, говорится, что форматы бланков первичной учетной документации являются рекомендуемыми и могут изменяться.

При этом форма КС-2 может считаться первичным документом бухгалтерского учета, так как содержит перечень необходимых реквизитов в соответствии с Законом N 402-ФЗ, и соответственно, организация вправе ею воспользоваться, закрепив такое решение и форму в своей учетной политике. Кроме того, при разработке собственных бланков первичных документов (в частности, формы акта выполненных работ) можно использовать в качестве образца унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России (в том числе форму КС-2), добавив или удалив часть реквизитов, сохранив при этом все обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закон N 402-ФЗ.

Таким образом, с 01.01.2013 организация вправе:

- самостоятельно разработать форму акта выполненных работ с соблюдением всех обязательных реквизитов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ (в том числе взяв за основу унифицированную форму, в частности форму КС-2);

- воспользоваться унифицированной формой КС-2 *(1).

Необходимо утвердить разработанную (используемую) организацией форму акта выполненных работ в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Следует отметить, что выставление актов выполненных работ абонентам (потребителям) и иных первичных документов осуществляется теплоснабжающей организацией в соответствии с условиями договоров на оказание услуг (выполнение работ).

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Так, одним из существенных условий указанного договора является порядок ввода установленного прибора в эксплуатацию (пп. 6 п. 13 приказа Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов").

По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию (п. 81.6 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"). Таким образом, установка общедомовых приборов учета (ОПУ) должна оформляться (наряду с оформлением акта выполненных работ) актом ввода в эксплуатацию ОПУ с отражением показаний приборов учета на момент его подписания.

При этом в договорах на установку (замену) приборов учета необходимо указывать полный перечень документов, оформляемых теплоснабжающей организацией в качестве подтверждения факта выполнения работ по установке (замене) приборов учета и их ввода в эксплуатацию.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Алексеева Анна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Королева Елена

15 октября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Обращаем внимание, что суды принимают в качестве доказательств, подтверждающих факт установки приборов учета, акты выполненных работ, составленные по форме КС-2 (смотрите, например, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2013 N 18АП-13297/12, от 07.09.2011 N 18АП-7975/11).

Все консультации данной рубрики